Категории:

В рамках проекта «Сангха России» в августе 2020 года был проведен  интернет-опрос в буддийских сообществах и группах. В опросе приняли участие 969 человек (далее количество человек указано в скобках). Участникам было задано 5 вопросов о буддийском монашестве и монахах. Каждый вопрос, кроме последнего, предполагал возможность выбора нескольких ответов из числа предложенных, также можно было указать свой вариант ответа.

  1. На вопрос «Чем буддийские монахи отличаются от буддистов-мирян?» респонденты ответили:

– набором принятых обетов  92% (879);

наличием буддийского образования 32% (309);

статусом священнослужителя (ламы) 22% (207). 

Также были такие варианты ответов:  образом жизни; нравственным авторитетом; полной реализацией времени человеческой жизни; скорейшим продвижением к просветлению в идеале; лучшими условиями для аскетических практик; Упасампадой; соблюдением Дхаммических предписаний; кармой; корректностью практики; тем, что миряне живут для себя, а монахи живут для мирян; стремлением к Освобождению; мотивацией; решением полностью отвергнуть мирские соблазны; внешним видом (одежда, волосы); Путем; необходимым выполнением всех принятых обетов; целями; тем, что они прошли ритуал пострига; как минимум более высокими требованиями к себе; большими возможностями для более глубокой и спокойной практики; изучением философии; получением наставлений опытного учителя; местом постоянного проживания – (цуглакхан) монастырь; открытым сознанием; уровнем энергии; возможностями для практики Дхаммы.

  1. На вопрос «Как вы думаете, почему мужчины и женщины становятся монахами?» участники ответили, что, на их взгляд, эти люди хотят:

– иметь больше времени и возможностей для изучения и постижения Дхармы  69% (662);

максимально реализовать человеческое рождение для помощи живым существам 65% (623);

«убежать» от сложной мирской жизни, жить за счет других, «практикуя» Учение Будды  7% (69);

– чтобы ими восхищались и оказывали им почтение  3% (25).

Среди других ответов были: чтобы достичь реализаций; для изучения; для помощи другим; в России монахом быть сложно и не почетно; чтобы практиковать соблюдение обетов; монашество – необходимый период отшельничества  для осознания важных вещей; чтобы передавать Дхамму другим людям; искренняя вера; чтобы оставить мирскую жизнь ради Дхаммы и достижения пробуждения; в ежедневном повторении мирской жизни становится душно, хочется уйти туда, где нет слов; достичь просветления и привести всех живых к просветлению; осознание предназначения; они устали от мирской жизни; просто для них это очень ценно; страдания других людей им невыносимы; зло достало; реализовать семена Освобождения; личная реализация или бегство от тягот мирской жизни; причин много, зависит от развития; причины и мотивация могут быть очень разными у каждого.

  1. «Подношение монахам вы делаете для того, чтобы…»:

– искренне хочу помочь монахам создать более благополучные условия на Пути к Пробуждению 70% (664);

– улучшить свою карму, накопить побольше заслуг для следующей жизни 38% (362);

– не делаю подношений монахам 17% (157). 

Другие ответы: в целях максимального развития и распространения Дхармы; поддержать культуру и распространение Дхармы; потому что нравится; так чувствую; сорадуюсь тем, кто практикует; не знаю; устанавливаю связь и мысленно практикую вместе с ними; эти деньги пошли на благие нужды на усмотрение монастыря; делаю, если чувствую необходимость в подношении; это плата за их специальные знания и ритуал; потому что так правильно; так принято; благодарность за наставления и моральную поддержку; чтобы монахи имели пропитание, жилье, медпомощь, образование, строили и ремонтировали  монастыри; монахи сохраняют Учение (Сангха способствует сохранению и распространению Дхармы); я хочу, чтобы Учение Будды сохранялось и распространялось, так как это благо для всех живых существ; 1) выразить им благодарность, 2) в какой-то мере покрыть расходы на их каждодневные нужды, так как у них нет заработка, 3) практиковать-развивать в себе щедрость, 4) поощрять такой благородный образ жизни; через такое подношение помочь другим людям. 

Многие опрошенные отметили, что хотели бы делать подношения монахам, но не знают как это сделать, так как нет монахов и монастырей в их месте проживания, и поэтому у них нет возможности это осуществить. 

  1. «Что вы ждете от буддийского монашества?»

– хочу, чтобы знания монахов помогали развитию мирного человеческого сообщества  68% (649)

– хочу, чтобы мне передавали знания об Учении Будды 45% (434);

–  ничего не жду 18% (171);

– хочу, чтобы монахи умели делать правильно ритуалы, которые бы мне помогали 12% (112).  

Другие ответы: мечтаю чтобы ламы проводили не только ритуалы, а давали бы разъяснения по буддийским текстам; чтоб сохраняли Дхарму; помощи в становлении монахом (бхиккху); чтобы все живые существа без исключения как можно быстрее достигли просветления и переродились в Чистых Землях высших миров; реализаций; хочу, чтобы монахи мне помогали советами, как разрешить мои жизненные трудности и возникающие проблемы; достижения состояния будды и помощи на пути; монашество как институт должно приносить пользу обществу, чтобы общество добровольно поддерживало этот институт; чтобы шли по Пути, давали пример; наставления на пути к Ниббане и благому; выполнения самай (обязательств); продолжение Учения; чтобы поворачивали колесо Учения; сохранение передачи Учения; пример добродетелей Махаяны; практики в соответствии с Дхаммой;  жду, когда кто-то станет буддой и даст правильные наставления, сможет рассеять любые сомнения; чтобы все люди проснулись; чтобы монах или монахиня реализовали все свои возможности на Пути к Пробуждению; чтобы они становились подлинными держателями чистых линий передачи и передавали Учение следующим поколениям;  больше места и времени для практики – у меня маленькие дети и престарелые родители, которые требуют много внимания и сил; хочу так же, как они, видеть страдания других людей, чтобы уметь помогать другим и так перерасти свои страдания; чтобы они достигли своих целей; чтоб порядочными были; жду монастыря с русскоязычными монахами в Подмосковье; чтобы эти люди могли стать примером для тех, кто живёт в миру, для людей любых конфессий; чтобы мир стал лучше; чтобы они шли по пути Будды; хочу сама стать монахиней; возможность просить индивидуальіе наставления для практики; помощь в практике.  

На вопрос «Традиционно буддийская община может называться Сангхой, если в ее состав входят минимум ___ монаха-бхиккху (гелонга)” ответы распределились в процентном соотношении: четыре – 42,5% (393); два – 27,3% (252); три – 23,1% (215); семь –7,1% (67).

Фото обложки: truthseeker08 from Pixabay

Пока нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *