Категории:

Калмыцкие монахи, осуществлявшие религиозную деятельность в суровые годы советских запретов и репрессий.

Тугмюд Гавджи (Дорджиев Очир Манджиевич, 1887-1980 гг.) – в 30-х годах прошлого столетия по ложному обвинению был приговорен к пяти годам лишения свободы. В 1943 г. вместе со всем калмыцким народом отправлен в сибирскую ссылку. До конца жизни не прекращал заниматься религиозной деятельностью. В Калмыцком институте гуманитарных исследований РАН хранится переданная после его смерти личная библиотека Гавджи. Среди более двухсот наименований литературы на тибетском, монгольском, ойратском языках – книги по буддизму, дидактике, астрологии, буддийской философии, футурологии, медицине и другие.

Намка Кичиков (1901 – 1985) выпускник высшей буддийской школы Чёёря-хурула, монах, эмчи, астролог. Намка Кичиков успел завершить свое образование, получить сан гелюнга и поработать в хуруле. В годы репрессий, уступив настойчивым просьбам родных, снял с себя монашеский сан. Но всегда оставался верным принципам буддийской философии бескорыстно помогать людям и быть сострадательным. Рискуя попасть в немилость, совершал ритуалы, основанные на священных буддийских текстах и мантрах, призванных устранять препятствия на пути к исцелению. Его врачебный талант в полной мере раскрылся в годы сибирской ссылки. Коменданты не раз наказывали ссыльного лекаря за отлучки по зову страждущих, но вскоре смирились с его призванием и сами также под покровом ночи привозили к нему больных детей и родственников. В ссылке калмыцкий эмчи составлял рецепты лекарственных препаратов из местных растений и минералов, готовил лекарства из еловых шишек и веток. Нынешние молодые монахи Калмыкии считают, что Намка Кичичков обладал сиддхами (сверхъестественными способностями), позволявшими ему отварами из «подсобного материала» поднимать людей.

Зодва Натыров (1902-1995) – выпускник высшей буддийской школы Цаннид Чойра при Чёёря-хуруле, монах, эмчи (врач), астролог. Всю свою жизнь посвятил служению вере и бескорыстной помощи людям. В 1937 году был арестован и осужден сроком на пять лет. В годы заключения принимал участие в строительстве Беломорканала. После освобождения в 1942 году Зодву Натырова направили на фронт. В 1943 году с калмыцким народом был выслан в Сибирь. В 1958 году Зодва Лазуткаевич вернулся на родину и негласно продолжал лечить людей.

Санджи Уланович Уланов (1903-1996 гг.) – однокурсник Намки Кичикова и Зодвы Натырова по Чёёря-хурулу. После учебы в Цаннид Чойра в 1923 году Санджи-гелюнг был направлен в Сальские степи. В годы массовых репрессий Санджи-гелюнга арестовали в Ростове-на-Дону и отправили на Колыму. Санджи Уланович так вспоминал о жизни в лагере: «Многие люди погибали от физических и морально невыносимых условий. Со мной сидели профессора, академики, военачальники, которые не выдерживали унижений» [«Дыхание лотоса», 1996, №9].

В общей сложности Санджи-гелюнг отсидел в колымских лагерях около 25 лет. После освобождения он остался на Колыме в качестве вольнопоселенца, поскольку калмыки были высланы в Сибирь. Вернувшись в Калмыкию в 1957 году, был вынужден жить в разных местах, так как находился под негласным надзором до 1989 года.

Санджи-гелюнг дожил до счастливых дней, когда в июле 1991 года Калмыкию посетил Его Святейшество Далай-лама XIV и состоялась его встреча с главой буддистов мира: «Из номера вышел Его Святейшество Далай-лама. Он пошел навстречу Санджи-гелюнгу и, не доходя до него, склонился и головой дотронулся его рук, преподнеся ему белый хадак. Так по традиции встречают монахи младшего возраста старейших монахов» [«Дыхание лотоса», 1996, №9].

Бадма Гедеев (1890-1973) в 6 лет поступил в Ики Докшн-номин хурул Багацохуровского улуса. Его образование продолжалось 18 лет, он с отличием сдал выпускные экзамены, принял обеты гелюнга. С 1911 по 1921 год работал в сюмэ Ламрим-лим в качестве эмчи и зурхачи, преподавал философию в Ики-Докшн -номин хуруле.

В 1933 году был арестован. Находился под охраной на острове в Каспийском море. Затем выслан в Сибирь. С 1944-1947 год находился в ссылке в Красноярском крае, недалеко от места проживания Тугмюд Гавджи, который называл его «младшим братом» и направлял к нему на лечение тяжело больных людей. В 1958 году Бадма Гедеев вернулся в Цаган-Аман. К нему много раз обращались ученые-исследователи как к знатоку калмыцких традиций, литературы, письменных памятников, фольклора.

Хара Балданов (1894-1968гг.) еще ребенком был отдан на учебу в хурул. Получил образование эмчи – лекаря. Стал настоятелем хурула – хурлын ахлач. В 30-х годах снял монашеский сан. В 1943 году сослан. В Сибири спасал людей от болезней, лечил травами, благословлял – «номар тəрндх», даровал обеты для очищения – «цер өгх», проводил обряды и ритуалы. В 1957 году вернулся в родной поселок Шин-Мер, где продолжал помогать людям.

Цаган Атхаев (1900 — 1981) в 7-летнем возрасте поступил в хурул Болан Толга селения Улан-Хол. После окончания учебы Цаган-гелюнг возглавлял хурул, проводил ритуалы, лечил людей. В 1936 году приговорен к 5 годам лишения свободы, затем были 13 лет ссылки в Сибирь. По возвращении жил в Улан-Холе, помогал многим людям.

Источник: https://asiarussia.ru/news/1321/

Пока нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.