Категории:

Бхикшуни Тубтен Чодрон

Мы получили письмо от заключенного, отбывающего короткий срок за кражу со взломом и нарушение судебного запрета на связь. Преступление, но не жестокое. Однако, он кипел от гнева, поскольку его “друг” имел любовную связь с его женой и изнасиловал его дочь. В своем письме он говорил о терзавшем его бесконтрольном гневе и желании отомстить. Каждый день он планировал убийство своего “друга” и своей жены сразу после освобождения.  

К счастью, по совету заключенного буддиста он прочитал мою книгу Усмирение ума и случилось невозможное — он смог простить их. Его письмо заканчивалось словами благодарности ко мне за написание этой книги и вызывающей трепет фразой: ”Спасибо, что помогли мне не стать убийцей.” 

Вот почему монахи важны в современном мире. 

Не будь я монахиней, у меня никогда  не было бы времени и условий, необходимых для изучения и практики Дхармы или для написания книги по Дхарме. 

Наш Учитель Будда был монахом. Сам этот факт многое говорит о важности монашеского образа жизни, тренировки нравственного поведения, сосредоточения, мудрости и сострадания. 

Прежде чем обсуждать каким образом укрепить сангху — монашескую общину, — необходимо осознать, какую пользу она приносит современному обществу. Монашеская жизнь приносит невероятную пользу не только тем, кто ей следует, монашеское сообщество также играет роль в современном обществе. Здесь я рассмотрю последнее. Монашеское сообщество выполняет следующие функции: 

  • сохраняет учение Дхармы и передает их следующему поколению;
  • служит обществу нравственным ориентиром, благодаря зримому присутствию людей, придерживающихся нравственного поведения и развивающих любящую доброту и сострадание;  
  • являет пример обретения счастья посредством простого образа жизни  и уважительного отношения к окружающей среде;
  • создает монастыри и другие места, в которых можно познакомиться с учением, получить духовное руководство и поддержку духовных друзей;
  • создает места для хранения текстов Дхармы, священных объектов и значимых духовных реликвий; и многое другое.

Чтобы проиллюстрировать некоторые из этих моментов, в качестве примера я буду использовать Аббатство Шравасти, в котором я живу, поскольку это место мне наиболее знакомо. Однако существует множество других храмов и монастырей, добившихся большего успеха в этих областях и служащих лучшим примером чем Аббатство Шравасти.

Сохранение учения Дхармы и передача его следующему поколению

Исторически община сангхи была ответственна за изучение, сохранение и обучение Дхарме, чтобы учение Будды могло передаваться из поколения в поколение. С самого начала монахи бханаки, ответственные за собирание и заучивание сутр, не только поддерживали линию передачи текстов от поколения к поколению, но и обучали дхарме как монахов, так и практикующих мирян. Когда учения стали записывать, именно члены монашеской общины начали редактировать и печатать тексты, а также писать комментарии к ним. В наше время монахи не только заучивают писание, но и возглавляют процесс их оцифровки, способствуя тому, чтобы сутры и комментарии к ним изучали и переводили по всему миру. 

Во все времена, повсеместно, во всех буддийских традициях, большинство учителей и практикующих были монахами. Таким образом, именно монахи передают Дхарму писаний — изучение текстов и образование, — и реализованную Дхарму — постижения в потоках умов практикующих. Относительно Дхармы писаний, помимо того, что многие монахи обучают последователей в своих монастырях и Дхарма центрах, они также путешествуют в места, где Дхарма еще не распространилась или однажды распространилась, но угасла. Другие монахи создали институты Буддизма для обучения членов сангхи, а также Буддийские университеты или же светские университеты с отделениями по изучению Буддизма. Вдобавок, многие монахи, монастыри и храмы имеют веб-сайты, на которых бесплатно предоставляются видео и аудио учения. Благодаря этому Дхарма распространяется так широко и далеко, как не было возможно ранее. 

Конечно все вышесказанное не отменяет того факта, что на протяжении веков были и превосходные практикующие и учителя миряне, достигшие реализаций и обретшие пробуждение. Скорее это подчеркивает то, что монашеская жизнь предоставляет наиболее благоприятные условия для изучения, практики и передачи освобождающего послания Будды. Почему же? Поскольку монахи не вступают в брак и не имеют детей, они могут посвящать больше времени Дхарме. Обеспечение финансового благополучия семьи, воспитание детей и выполнение социальных и семейных обязанностей отнимает огромное количество времени. В отличие от этого, ежедневное расписание в монастыре основано на изучении и практике Дхармы, а также служении. Для того, чтобы все эти активности выполнялись, лекции по Дхарме, периоды изучения, заучивания наизусть, медитации, обучения и служения другим внесены в распорядок дня. Монастырская система также интегрирует дхарму с повседневными активностями, такими как принятие пищи; невозможно забыть поднести пищу и сделать посвящение заслуг нашим спонсорам, когда члены общины все  вместе повторяют молитву перед и после приема пищи. 

Зримое присутствие людей, придерживающихся нравственного поведения и развивающих любящую доброту и сострадание

Читая сутры, мы можем найти примеры того, как в людях возникал интерес к учениям Будды, а после они становились его последователями благодаря одному лишь видению достойного и смиренного поведения его учеников. Поддержание обетов в чистоте меняет поведение человека. Благодаря отказу от желания вредить другим, он или она становится сдержанным; обладая уверенностью человека, способного контролировать свои эмоции, он или она обретает достоинство. Когда мы встречаем таких людей, мы не только чувствуем себя в безопасности, но наш ум становится приподнятым, а наше сердце радуется от простого осознания, что такие люди существуют.   

Если в дополнение к нравственному поведению — основе монашеской жизни, человек разовьет любящую доброту и сострадание, его будет окружать атмосфера спокойствия и доброжелательности. Пребывая в присутствии такого человека мы успокаиваемся и начинаем задаваться вопросом: “В чем же тайна его доброты?” Все это подталкивает нас к изучению Буддадхармы. В наше сложное время, когда руководители правительства, бизнеса и образования подвержены коррупции и бесчувственны к страданиям, которые сами же причиняют, люди легко теряют надежду и впадают в отчаяние. Однако, встреча с теми, кто излучает доброту и спокойное благородство нравственного поведения, воодушевляет их. Когда нам случается встретить такого человека на улице или вступить с ним или с ней в беседу во время ожидания в очереди, в нас возрождается вера в человечество. Поскольку членов сангхи легко определить по их одеянию, встреча с ними оказывает на нас более сильное воздействие.    

Я хотела бы привести несколько примеров. Один мой друг из Америки несколько лет изучал и практиковал Дхарму в тибетском сообществе в Дхарамселе, Индия, а затем вернулся в Нью-Йорк, “город, который никогда не спит”, как его часто называют. Однажды, на платформе метро он увидел монаха на другой стороне станции. Один только вид монашеской одежды напомнил ему о Дхарме и о том, как он хотел прожить свою жизнь, и он немедля побежал навстречу монаху. 

Однажды я летела в самолете и один слегка подвыпивший человек подошел поговорить со мной. Он понял, что я принадлежу к духовенству какого-то рода, и заговорил со мной о сожалениях в своей жизни. Не используя буддийской терминологии, я объяснила ему элементарные идеи Буддизма и это помогло ему успокоиться. В другой раз, мой рейс через Атлантику задержали, а затем отменили. Все пассажиры были обеспокоены, что пропустят свои стыковочные рейсы и не смогут прибыть вовремя в место назначения. Я просто делала то, что должна, а когда через несколько часов все мы наконец сели на новый рейс, ко мне подошла женщина и сказала: “Вы были настолько спокойны во время всего этого. Наблюдение за вами помогло мне расслабиться.”

Несколько лет назад, во время конференции в Тайбэе, одна из моих учителей пригласила меня и многих других своих учеников в ресторан. Мы приехали из разных отелей, но вышли на одной и той же станции метро. Неожиданно увидев повсюду вокруг себя бхикшуни — на лестнице, на улице — я почувствовала огромное счастье и вдохновение к практике. Такие неожиданные возможности для принесения пользы другим возникают благодаря тому, что монахов легко опознать по нашему одеянию. 

Нравственный ориентир для общества

Глядя на то, что происходит в политической, деловой, финансовой, промышленной и военной сферах нашего современного общества, мы видим, что люди подвержены беспокойным эмоциям, таким как жадность, раздражительность, высокомерие, лживость и жестокость. Становится очевидным, что они пренебрегают благополучием других и не задумываются о том, как их действия влияют на них. Как давным-давно сказал Будда, мы живем во времена упадка. 

В независимости от того, монахи мы или миряне, независимо от нашего вероисповедания, основой нашей религиозной жизни является нравственность. Но нравственное поведение важно не только в сфере религии, оно также значимо и необходимо в светском обществе. Для того, чтобы люди могли жить в согласии необходимо взаимное доверие, а нравственное поведение — сущность которого непричинение вреда — основа доверия. Более того, чтобы отдельные люди и общество в целом процветали, внимательность и заботливое отношение друг к другу имеет первостепенное значение. Руководимые учением Будды, монахи являются наглядным примером людей, делающих все возможное для развития нравственного поведения, а также примером любви и сострадания к другим. Они приняли обеты, чтобы целенаправленно тренировать тело, речь и ум в воздержании от причинения вреда другим. Они сознательно развивают четыре безмерных состояния ума: равностность, любовь, сострадание и сорадование ко всем живым существам. 

Живя совместно в сообществах, руководящими принципами которых являются нравственность, сострадательная помощь, осознание кармы и ее результатов и мудрость абсолютной природы, монахи ставят перед обществом и составляющими его людьми следующие вопросы:

  •  Мы ценим честность, общее имущество и ресурсы, взаимоуважение и ненасилие — а вы? 
  • Будучи несовершенными, мы, монахи, прилагаем усилия для тренировки наших тела и ума, чтобы наши намерения и действия соответствовали этим универсальным ценностям — считаете ли вы, что это также важно и для вас? 
  • Будучи эгоистичными, мы стараемся устранить самолюбивые мысли, причиняющие вред нам самим и заставляющие нас вредить другим — как измениться ваша жизнь, если вы будете стараться поступать так же? 
  • Что вас останавливает?  

Монахи также возглавляют диалог между буддизмом и тенденциями двадцать первого века. Монахи не бегут от мира, но стремятся взаимодействовать с ним, опираясь на мудрость и сострадание. Они ведут диалог с учеными и психологами, участвуют в межконфессиональных программах, вносят свой вклад в жизнь общества, трудясь на добровольной основе в тюрьмах, хосписах, приютах для животных и в молодежных центрах. Также они выступают в защиту прав человека, таких, как гендерное и расовое равенство и так далее. 

Пример обретения счастья посредством простого образа жизни, уважительного к окружающей среде

В нашем материалистическом обществе потребления успех измеряется нашим богатством, материальными ресурсами, социальным статусом и властью над другими. С детства нас учат судить о других людях и оценивать самих себя по этим стандартам. Члены сангхи, однако, стараются оставаться незаинтересованными в таких вещах. Мы учимся быть довольными тем, что носим одну и ту же одежду каждый день, едим пищу, которую нам предлагают, и живем в любой отведенной нам комнате. Научится этому нелегко, но это приносит ощутимую пользу — мы становимся более гибкими, и нам проще быть довольными тем, что мы имеем.  

Когда другие видят сообщество людей, живущих таким образом, это заставляет их ставить под сомнение свои предубеждения и переосмысливать свои жизненные ценности. Видя группу людей, которые, ведя простую жизнь, остаются добрыми и счастливыми, или проводя с ними время, другие люди начинают задумываться над своими приоритетами в жизни и над тем, что для них значимо. Они думают: “У этих людей совсем немного личных вещей, но они остаются счастливыми. Они радостны, хотя и не имеют новейших устройств, не носят модной одежды и не водят дорогие, роскошные автомобили. Они живут просто и при этом во многих смыслах кажутся более счастливыми, чем те из нас, у кого есть много вещей. Действительно ли материализм и потребительский образ жизни способны принести счастье?” Такие вопросы очень важны для нас лично — они помогают нам оставаться человечными. Кроме того, они очень важны для общества в целом: ставя их мы направляем наши ресурсы и энергию на то, что действительно важно — на помощь друг другу. 

Изменение климата, загрязнение окружающей среды, вырубка лесов, исчезающие виды — все это результат безразличного отношения и образа жизни современного общества, пренебрежительного к живым существам и их среде обитания. Я считаю, что сангха должна показывать пример жизни в гармонии с окружающим миром: как мы можем назвать себя последователями Будды, если не стараемся жить в согласии с принципами и ценностями буддизма? Мы должны развиваться в этом направлении. Мы должны перестать использовать одноразовые тарелки, кружки и столовые принадлежности, несмотря на то, что понадобиться больше времени, чтобы мыть посуду во время крупных мероприятий. Мы должны выполнять все поручения за одну поездку в город, что уменьшит потребление бензина и уменьшит наш углеродный след. Когда нам будет необходимо новое транспортное средство, нужно приобрести гибридный автомобиль, а в будущем, когда мы сможем себе это позволить — электромобиль. 

В аббатстве Шравасти мы стараемся как можно больше следовать этим правилам, несмотря на возможные неудобства и на то, что некоторым членам сангхи сложно привыкнуть к этому. Мы перерабатываем все, что возможно, и это оставляет отпечаток в умах практикующих мирян, которые живут с нами. Они учатся сортировать мусор, компостировать остатки еды, повторно использовать контейнеры и пластиковые пакеты, которые они обычно выкидывают, и совершать совместные поездки. 

Место, где можно получить учения, духовное руководство и поддержку духовных друзей

Миряне получают невероятную пользу, присоединяясь к монахам в практике медитации, рецитации молитв и изучении Дхармы. Посещая монастырь на один день или пребывая там на многодневном ретрите, практикующие миряне получают опыт безмятежного спокойствия, возникающего благодаря тому, что их ум становится единым с Дхармой. Совместная практика с монахами отличается от личной домашней практики, в которой легко отвлечься на домашние дела. В монастыре они сидят в тихом зале с монахами, разделяющими с ними общие духовные устремления и поддерживающими их. Преданность Дхарме, которую воплощают монахи, вдохновляет их.  

Поскольку монахи живут общинно, место их пребывания легко распознать, как место где изучают и практикуют Дхарму. Если кто-либо переживает личный или духовный кризис и нуждается в руководстве, или если члены семьи страдают от потери любимого, они могут прийти в монастырь или храм и получить помощь, в которой нуждаются. Хотя учителя-миряне также учат и наставляют, люди не могут приходить к ним всякий раз, когда нуждаются в Дхарме. Их близкие могут быть заняты семейными делами, кроме того, им может не понравится вторжение в их личное пространство. Многие учителя-меряне ходят на работу и потому доступны не все время. Дхарма центры обычно открыты лишь на время проведения мероприятий, многие центры не имеют штатного персонала, способного предоставить руководство, прийти к постели умирающего, прочитать молитвы для больного и так далее.   

Более того, людей вдохновляет само место, в котором люди сосредотачиваются на духовной практике. В Аббатстве Шравасти мы получаем электронные письма от людей со всего света, которые говорят, что вспоминая о группе людей, живущих на холме в восточном штате Вашингтон и активно развивающих любовь и сострадание, они обретают надежду. Многие из этих людей никогда не бывали в Аббатстве, но следуют нашим учениям в онлайн формате, смотрят архивные записи или читают наши публикации. Рассматривая фотографии на нашем веб сайте, они получают представление о том, как мы живем, и находят это очень вдохновляющим. Так они узнают о людях, которые хотят сделать мир лучше.  

Место для хранения текстов Дхармы, священных объектов и духовных реликвий

Монастыри — особенно те, что построены много веков назад — служат хранилищами для текстов Дхармы, священных объектов и духовных реликвий. Когда практикующим нужен редкий комментарий на практику, которую они выполняют, когда ученым нужна малоизученная рукопись, когда верующие хотят создать заслугу по отношению к священным объектам, таким как ступы, статуи и изображения Будд и медитативных божеств, или когда исследователи ищут древние религиозные объекты — монастыри это лучшее место, куда им следует пойти. 

Некоторые храмы и монастыри в Азии каждый день принимают полные автобусы туристов. Видение священных объектов и слышание молитв оставляет отпечатки Дхармы в умах туристов, многие из которых не являются буддистами. Даже на западе, где Буддизм менее популярен, многие люди посещают буддийские монастыри, чтобы посмотреть как они выглядят. Контакт со священными объектами и общение с монахами также оставляют отпечатки Дхармы в потоке их умов. Эти семена прорастут в их будущих жизнях и послужат условием для того, чтобы они встретили учение Будды и смогли его изучать. 

Как укрепить роль монашества в обществе

Обсудив роль монашества в современном обществе, давайте вернемся к основной теме обсуждения — как укрепить эти роли. Здесь я дам несколько советов о том, как сделать это. Многие из вас, возможно, уже заняты некоторыми из этих активностей.

  • Установите связь с монастырем и как можно чаще ездите туда, чтобы слушать беседы о Дхарме и практиковать. 
  • Помогите сделать учения, которые дают монахи, доступными для широкой аудитории, публикуя книги о Дхарме для бесплатного распространения, либо на коммерческой основе, чтобы рассылать их заключенным и раздавать бедным и другим людям, которые иначе не смогут их получить. 
  • Спонсируйте веб сайты монастырей или помогайте создавать и администрировать их. 
  • Переводите учения монахов на другие языки на добровольной основе. 
  • Поддерживайте монастыри финансово, а также уделяйте свое время, трудясь для того, чтобы их добродетельные проекты служения обществу успешно осуществились. Человек, желающий открыть детский сад, дом престарелых, хоспис, школу, университет Дхармы, молодежный центр, приют для бездомных или консультационный центр, может сделать это только с помощью других людей. 
  • Поддерживайте монахов, желающих распространять Дхарму в местах, где она на данный момент не существует.  Во многих странах практически не проводятся мероприятия, связанные с Дхармой, а если и проводятся, храмы, монастыри и Дхарма центры не распространены широко, а потому труднодоступны. 
  • И последнее, но не менее важное, лучший способ поддерживать значимость монашества заключается в том, чтобы получить посвящение и стать монахом самому. Если вы стремитесь к наполненной смыслом духовной жизни, основанной на щедрости, подумайте о том, чтобы стать монахом. Если вы желаете познать природу своего ума и развиваться на пути к пробуждению, присоединяйтесь к сангхе. Если вы хотите увидеть как Дхарма расцветает в вашем сердце, а также во всем мире, станьте монахом. Хотя монашеская жизнь подходит не всем, это прекрасный опыт для тех, кто стремиться посвятить себя учениям Будды.

Наш девиз в Аббатстве Шравасти: “привнесем спокойствие в хаотичный мир”. Пусть четырехчастная буддийская община — полностью посвященные монахи и монахини, практикующие миряне и мирянки — работают вместе, чтобы привнести спокойствие в хаотичный мир, правильно следуя принятым обетам, ведя жизнь исполненную мудрости и сострадания и посвящая себя Трем Драгоценностям.

Перевод: гецулма Тензин Янки

Источник: https://thubtenchodron.org/2018/05/monastic-role/

Пока нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *