В мае 2021 года в рамках информационного проекта «Сангха России» в буддийских сообществах и группах был проведён интернет-опрос. В опросе приняли участие 293 человека (далее количество человек указано в скобках). Участникам было задано 5 вопросов о женском буддийском монашестве и образовании. Каждый вопрос, кроме первого, предполагал возможность указать свой вариант ответа, в четвертом вопросе также можно было выбрать несколько ответов из числа предложенных.
- На вопрос «Являются ли монахини частью буддийской сангхи?» респонденты ответили:
– да 94% (272);
– нет 6% (19).
- На вопрос «Хотели бы вы стать монахиней? (вопрос только для женщин-мирянок)» участницы ответили:
– нет 31% (73);
– да, когда-нибудь 30% (70);
– да, но условий в России нет (отсутствует монастырь, женская организация) 24% (56);
– да, собираюсь и хочу помочь в организации женского монастыря 9% (20);
– другое 6% (14).
Среди других ответов были: желание есть, но условия не созрели, пока на пути накопления заслуг; как-то можно помочь? Кроме денег; обязательства перед семьей. Так что в следующей жизни; в следующей жизни; для многих это польза; я – мужчина; понимаю, что это лучший путь, но пока не готова; возможно; поезд ушёл, 70 лет… ; замужняя уже; ещё не решила; не знаю; думаю, чтобы приносить пользу обществу не обязательно быть монахиней; №2) да, собираюсь и желаю помочь (но есть уточнения: А какой “монахиней” сегодня можно стать: только гецулмой или и гелонгмой тоже? Какие возрастные ограничения? И от кого можно получить настоящие монашеские обеты? Самое главное- будет ли полноценное обучение?).
- «Как вы считаете, для чего женщины идут в монашество?»:
– вступление на монашеский путь как способ достижения просветления 67% (193);
– для того же, для чего и мужчины 15% (42);
– лучший способ избавление от омрачений 10% (28);
– уходят от мирских проблем 3% (8);
– заменяют реализацию в семье и материнство 3% (8);
– другое 2% (11).
Другие ответы: не знаю; у каждой свои причины, включая перечисленное; достичь состояния Будды и в будущей жизни помочь страдающим в Сансаре; как способ достижения реализации и возможности практиковать; может быть любое из перечисленного; у всех разные, в т.ч. вышеперечисленные; верны №1, №2, №4 (и мужчины, и женщины – человеки, в стремлении достичь Пробуждения между ними нет разницы)… самое главное – привлекает возможность получить полноценное буддийское образование.. (примечание: с годами все труднее становится жить в миру и пытаться самообучаться и практиковать, особенно когда нет кругом единомышленников и поддержки в обучении и практике); у всех по-разному, зависит от конкретного человека; по-разному; мужчина может достичь просветления в монашестве, женщина просветлевает в любви к мужчине. Уходом в монашество женщины уходят от своего потенциала.
- «На ваш взгляд, какой регион России наиболее предпочтителен для возведения женского монастыря?» (возможно несколько вариантов ответа):
– Калмыкия 39% (109);
– Бурятия 37% (103);
– Тыва 26% (73);
– Санкт-Петербург 20% (57);
– Москва 17% (48).
Другие ответы участников опроса: Горный Алтай; Урал; в любом регионе; Москва, лучше за городом, но так, чтобы было возможно добраться. И чтобы там были не только представительницы буддийских народов России; Юг; я не знаю. Я из московского региона и мне, конечно, хотелось бы поближе монастырь. Но Москва и Питер не подходящие места на мой взгляд. Нужно спокойное отдалённое место; красивое, чистое место, подальше от больших городов; Нижний Новгород у нас в регионе нет возможности людям общаться с единомышленниками и сангхой, обделены мы этой радостью; не знаю; без разницы. Лишь бы было достаточное количество людей; Не очень важно где, важно как это будет реализовано; пока нет условий, так как общество не готово; Крым; Сибирь; любой; по критерию “доброжелательно настроенное к монахиням общество” лучше всего подойдет буддийский регион (напр, Бурятия), а в других местах РФ, возможно, будет труднее сосуществовать с местным населением; Тюмень; Омск; МО и ЛО.
Также были ответы, не соответствующие вопросу о регионе России: Индия, Северная Европа (можно сделать русскоязычную коммуну под крылом какого-либо существующего монастыря в Европе или в рамках Аббатство Шравасти в США); Шри-Ланка.
- На вопрос «Должны ли женщины-монахини иметь возможность получить полноценное буддийское образование наряду с мужчинами?» ответы распределились в процентном соотношении следующим образом:
– да 95% (275);
– нет 3% (9);
– другое 2% (6).
Другие ответы: зависит от изучаемых вещей; мне казалось они имеют. Только для этого нужно в другое государство ехать, что конечно требует больших возможностей для реализации; не понимаю, почему вообще такой вопрос. Чем таким женщины не достойны иметь равные права с мужчинами?; да! И мирянки тоже!; однозначно и обязательно! тем более в 21 веке! это ключевой и самый важный момент для создания буддийского женского сообщества (в идеале – буддийского женского университета); очень жаль, что вы вообще задаёте эти вопросы, они противоречат истине буддизма, противоречат великому пути, какая разница, какого человек пола, учитывая что гендер – социальное понятие, которое также является заблуждением, навязанным запутавшимся обществом, и вы сами в этих заблуждениях тонете.
Идея провести опрос поступила от буддийской монахини, мы дополнили его еще несколькими вопросами и получили одобрение на опрашивание от других российских монахинь. Надеемся, что его результаты помогут развитию и обсуждению темы женского монашества и образования в России.
Пока нет комментариев