Совсем недавно досточтимый Тензин Норзанг (Санал Мукубенов) принял участие в экзаменах первого года – так называемых “Больших экзаменов традиции Гелугпа” (тиб. “Гелуг Гьюгто Ченмо”). Их, во всём объёме – обычно в течение шести лет, непременно должны сдать те, кто претендует на получение ученой степени “геше-лхарамба”. Мы попросили разрешения задать ему несколько вопросов о том, как происходит процесс сдачи сложнейших экзаменов, и он любезно согласился.
“В чем разница между процессом сдачи регулярных экзаменов в монастыре и шестилетних экзаменационных испытаний на получение степени геше-лхарамба?”
– Обычно, для перехода на следующий курс в монастыре необходимо сдать четыре экзамена (начиная с третьего курса). Это два устных: по знанию текстов наизусть (в объеме не менее 16-ти экзаменационных листов) и 30-ти минутный публичный диспут (из которых по 15 мин. на ведение диспута и держание ответа), а также два письменных – по философии и грамматике тибетского языка. На старших курсах к ним прибавляются также письменные экзамены в виде теста по современным наукам. Начиная с курса Мадхьямаки (11-й год обучения), экзамены по диспутам проводятся по билетам, на курсах ниже экзаменуемые выбирают тему диспута сами и готовят её заранее. Также существует система контроля посещаемости учебных диспутов и занятий с учителями: если студент не набирает 2/3 контрольного количества отметок посещаемости, то он не может быть допущен к текущим годовым экзаменам. Это то, что касается обычных экзаменов. Шестилетние экзамены, которые необходимо сдать для получения степени геше-лхарамба, принимаются особой межмонастырской комиссией, члены которой избираются среди геше-лхарамб и в которой обязательно присутствуют представители каждого крупного философского монастыря традиции Гелуг. Это шесть дацанов трёх крупнейших монастырей Гелуг – Гандена, Дрепунга и Сэра, а также монастыри Рато и Таши Лхунпо. Монахи, прошедшие полный курс обучения в этих монастырях, могут быть допущены к экзаменационным испытаниям “Гелуг Гьюто” (тиб. экзамены Гелугпы), которые каждый год проводятся поочередно на базе одного из трёх крупнейших монастырей. Будущие геше-лхарамбы должны сдать экзамены по всем пяти предметам (так называемым «Пяти Великим Источникам»), которые изучались ими в своих монастырях. Это Прамана, Парамита, Мадхьямака, Абхидхарма и Виная. По каждому из них сдаются экзамены в устной (в форме диспута по билетам) и в письменной форме. Кроме них сдаются экзамены по истории буддизма и тибетской грамматике. В последние годы добавились тесты по современным наукам. В общей сложности 14 экзаменов для первого и второго года с последующим уменьшением количества экзаменов, но увеличением требований: с третьего года необходимо набирать не менее 50% от максимального балла за каждый экзамен, чтобы его сдать, тогда как в первые два года достаточно 33%. Эти экзамены считаются самыми сложными в монастырской системе образования школы Гелуг и, соотвественно, степень геше-лхарамбы, получаемая в результате их сдачи, считается высшей ученой степенью в традиции.
“По каким предметам вы сдавали экзамены?”
– По пяти большим наукам: Прамане, Парамите, Мадхьямаке, Абхидхарме и Винае. Также сдаются экзамены по истории Тибета, истории буддизма и грамматике. В первые два года сдают тесты по современным наукам: физике, биологии, нейронауке и основам философии западной науки.
“Оценка знаний на экзамене предполагает балльную систему? Каким образом выставляются баллы по дисциплинам?”
– Да, существует балльная система. По разным предметам и разным формам экзаменов выставляются разное максимальное количество баллов. За диспуты возможные баллы выше. В первые два года, чтобы сдать экзамен достаточно набрать 33% от максимального балла за каждый экзамен. Начиная с третьего года проходной балл увеличивается до 50%. В последние два года письменные экзамены не сдаются, но время экзаменационного диспута увеличивается вдвое.
“Сколько часов, дней длятся экзамены?”
– Письменные экзамены длятся 3 часа, за которые необходимо ответить в письменной форме на пять вопросов из предлагаемых семи (иногда количество вопросов может меняться). По современным наукам предлагается тест из четырёх частей по двадцать тестовых вопросов или пять обычных вопросов (в случае философии науки) в каждой. Устные экзамены длятся в среднем 3 часа, за время которых экзаменуемые разделенные по группам, по очереди проводят 15-ти минутные диспуты с оппонентом из своей группы, определяемым жеребьёвкой, а также 15 минут отвечает на вопросы следующего ведущего диспут. В последних двух курсах время увеличивается до 30-ти минут на диспут и 30-ти минут на ответ. В обычное время экзамены длятся около месяца, в этом году из-за ситуации с короновирусной инфекцией период экзаменов был сокращено до 17-ти дней за счёт сокращения времени диспута до 10-ти минут.
“Сколько человек в комиссии и кто они?”
– Комиссия составляется из геше-лхарамб, представляющих каждый из крупных философских монастырей. Диспут оценивают по три геше для каждой группы экзаменуемых, обязательно из разных монастырей, свои оценки они заносят в специальный протокол, суммарный балл по которым подсчитывает независимо от них основная комиссия. Письменные работы собираются, шифруются и передаются на проверку другой группе экзаменаторов, которые проверяют безымянные работы, обозначенные номерами. Так осуществляется беспристрастная оценка работ.
“Пользуются ли монахи шпаргалками или, возможно, применяют другие хитрости при сдаче экзаменов?”
– Монахи шпаргалками, как правило, не пользуются, хотя и бывали редкие случаи, за которые экзаменуемые с позором изгонялись с экзаменов без права участвовать в них в дальнейшем.
“Волнуетесь ли вы перед экзаменом, и если да, то как справляетесь с волнением? Делаете какую-нибудь специальную практику?”
– Лично я перед экзаменами не испытываю какого-то особо сильного волнения, но из-за беспорядочного режима сна и бодрствования во время экзаменов бывали случаи нарушения сна, в следующем году постараюсь учесть этот опыт и ложиться спать вовремя.
“Какой предмет вам нравится больше всего, легче всего для вас, а какой – самый сложный?”
– Очень интересно изучать Абхидхарму, но экзамен было легче сдавать по Прамане, так как мы её изучали несравненно большее количество времени в ходе зимних межмонастырских дебатов (Чжамьянг Гунчо). Самым сложным в этом году, как ни странно, мне показался экзамен по современным наукам, были сложности с пониманием научных терминов на тибетском языке, а также из-за слишком большого количества вопросов, на которые предлагалось ответить за 3 часа. В следующем году постараюсь готовиться основательнее.
“Возможна ли пересдача неуспешно сданных экзаменов?”
– Да, возможность пересдачи существует для первых двух курсов и только по одному из письменных экзаменов, при том, что экзамен был сдан на оценку не менее 25% от максимального балла при 33-х проходных. Также есть возможность подать на апелляцию по результатам одного из письменных экзаменов до четвертого курса. Также до четвертого курса есть возможность один раз участвовать в экзаменах повторно на каждом курсе. В случае повторного провала на одном и том же курсе, третьей попытки не даётся.
“Есть ли у вас какие-либо приметы перед экзаменом, как у студентов российских вузов (например, нельзя стричься)?”
– Приметы, наверное, у каждого свои. Но в общем, существует (по крайней мере, в Дрепунге) традиционный ритуал Сангсоль (подношения Санга), который проводят участники экзаменов за 10 дней до начала, для того чтобы устранить препятствия.
Фотография обложки: Александр Ишигенов, aishigenov@gmail.com
Пока нет комментариев