Все школы винаи входят в колесницу шравакаяны. Не существует отдельных школ винаи для монахов махаяны, хотя многие практикующие в рамках колесницы бодхисаттв принимают монашеское посвящение и практикуют винаю. Три сохранившиеся до сегодняшнего дня линии винаи происходят от восемнадцати школ раннего буддизма:
Виная тхеравады (тиб. нетенпа, кит. шанцзобу) записана на пали. Ее практикуют преимущественно в Южной и Юго-Восточной Азии. Она происходит от линии винаи, которая была принесена на Шри-Ланку дочерью и сыном царя Ашоки в III веке до нашей эры.
Виная дхармагуптаки (тиб. чебепа, кит. фацзан-бу) была в 410–412 годах переведена на китайский язык Буддхаяшасом. В 709 году император Чжун-цзун издал указ, согласно которому она стала единственной винаей, используемой в Китае. Ей главным образом следуют в Китае, Тайване, Корее и Вьетнаме.
Виная муласарвастивады (тиб. щитамче-йопар-мава, кит. гэньбэнь-шо ицею-бу) была принесена в Тибет мастером из Наланды Шантаракшитой. Ей следуют в Тибете, Монголии и гималайском регионе.
До того как учения этих школ винаи были записаны, они на протяжении многих веков передавались изустно. При значительных расстояниях между местами их распространения поражает удивительное сходство в том, как эти учения регламентируют монашескую жизнь. Фактически все из них включают одинаковые обеты и описывают схожие протокольные активности Сангхи (сангхакамма, сангхакарма).Виная Тхеравады состоит из трех разделов:
1. «Суттавибханга» содержит обеты патимоккхи. Объяснение каждого обета дается в четырех частях: история о том, что побудило Будду установить этот обет; сам обет; пословное разъяснение обета из древнего комментария «Падабхаджания»; дополнительные истории, описывающие связанные с этим обетом исключительные ситуации, и то, как с ними разбираться.
2. «Кхандхака» состоит из двух томов: «Махавагга» включает в себя такие темы, как монашеское посвящение; проходящая раз в две недели церемония исповеди и восстановления обетов (упосатха, посадха); затвор сезона дождей (васса, варша); обращение за отзывами других монахов и монахинь (паварана, праварана); обувь, лекарства, подношение монахам и монахиням одежды, сама одежда, формальные действия и раскол в сангхе.
«Куллавагга» описывает дисциплинарные действия; монашескую епитимью, испытательный срок и порядок их наложения; порядок разрешения конфликтов; места проживания; раскол в сангхе; регламент; отмену паттимоккхи; бхиккхуни и два первых собора Сангхи.
3. «Паривара» – это состоящее из девятнадцати глав приложение, которое раскрывает темы из «Суттавибханги» и «Кхандхаки». Скорее всего, это более позднее добавление, написанное или составленное старейшиной со Шри-Ланки.
В V веке Буддагхоша написал авторитетный комментарий по теме патимоккхи – «Самантападика»; веком позже свой текст написал Дхаммапала. Оба в значительной мере опирались на очень древние комментарии, написанные в монастыре Махавихара на Шри-Ланке. Еще несколько комментариев к винае были составлены позже.
Виная дхармагуптаки также известна как четырехчастная виная, поскольку состоит из шестидесяти томов, разделенных на четыре части. Эти тексты также делятся на три категории:
1) «Сутравибханга» содержит обеты пратимокши для бхикшу и бхикшуни.
2) «Скандха» объясняет разнообразные практики, которые должна выполнять монашеская община, и состоит из двадцати васту, или «основ». Содержание этого раздела схоже с «Кхандхакой».
3) «Паривара» – это приложение, составленное около III века до нашей эры. Оно дополняет «Суттавибхангу» и «Скандху» и обсуждает процесс компиляции винаи, а также первый и второй соборы Сангхи. Этот раздел проясняет сомнения, описывает связанные с обетами необычные обстоятельства и раскрывают другие актуальные темы.
Виная Муласарвастивады, включающая четыре раздела виная-агам, была переведены с санскрита на тибетский язык.
1. «Винаявасту» соотносится к «Кхандхакой» и состоит из семнадцати основ (васту) практики нравственности: монашеское посвящение; проходящие раз в две недели исповедь и восстановление обетов; церемония получения отзывов от других; затвор сезона дождей; правила обращения с кожей и шкурами животных; лекарства; одежда; катхина; спор в Каусамби; формальные действия; дисциплинарные меры; вопросы, связанные с конкретными людьми; смена местоположения; исключения; жилье и кров; споры и вопросы раскола.
2. В «Винаявибханге» содержатся истории происхождения обетов бхикшу и бхикшуни, подробное объяснение каждого предписания и исключения. Она соответствует палийской «Суттавибханге».
3. «Винаякшудракавасту» объясняет второстепенные детали пратимокши для бхикшу и бхикшуни.
4. «Винайоттарагрантха» проясняет глубокие и сложные моменты трех предыдущих текстов.
Тибетцы следуют комментариям к винае, составленным индийскими мастерами Гунапрабхой и Шакьяпрабхой. Гунапрабха был индийским ученым, хорошо изучившим сутры, винаю и комментарии. Его комментарии – «Виная-сутра» и «Экоттаракармашатака» – используются для изучения свода монашеских правил.
Число и смысл обетов в трех винаях очень схожи, а различия незначительны. Например, семь предписаний относительно ношения нижнего одеяния в муласарвастиваде включены в один обет в тхераваде.
Отрывок из книги «Буддизм. Один учитель, много традиций». Далай-лама XIV и Тубтен Чодрон.
Пока нет комментариев