Учитель Будда Шакьямуни предупреждал своих учеников о грядущих искажениях духовной традиции и деградации монашества в будущем (нашем настоящем?) времени.
«Пять опасностей, которых нет в настоящем, которые возникнут в будущем для монахов. Будьте бдительны к ним и, будучи бдительны, избавляйтесь от них!
Какие пять?
I. В будущем появятся такие монахи, которые, не развив себя в поведении тела и в добродетели, в осознанности и в понимании-мудрости, первое: будут передавать монашеские посвящения другим, не будучи способны дисциплинировать их в высшей добродетели, осознанности и мудрости…
II. Не развив себя… будут принимать еще и других в ученики и не будут способны дисциплинировать их в высшей добродетели, осознанности и мудрости. И эти тоже окажутся неразвиты…
III. Не развив себя… будут давать наставления по высшей Дхарме или вести беседу из вопросов и ответов и при этом будут впадать в темные состояния ума, не осознавая этого ….
IV. Не развив себя… не станут слушать, когда зазвучат объяснения, являющиеся Словом Татхагаты – “В-таковости-ушедшего”, глубокие, основательные, запредельные, связанные с пустотой. Они не будут обращать к ним свое ухо, направлять сердца на познание…
V. Не развив себя… станут старшими по званию, живущими в комфорте, в сонливости, будут первыми по падениям, отклоняющими от обязанностей затвора-уединения, не прилагающими усилий к достижению недостигнутого … к постижению непостигнутого. И так из разложения, порчи Дхармы произойдет разложение, порча дисциплины, а из из разложения, порчи дисциплины произойдет разложение, порча Дхармы. Это, монахи, опасности будущего, которых нет в настоящем, которые возникнут в будущем… Будьте бдительны к ним»
(Anagata-bhayani – четыре беседы о будущих опасностях AN 5.79)
«Пять опасностей, которых нет в настоящем, которые возникнут в будущем для монахов. Будьте бдительны к ним и, будучи бдительны, избавляйтесь от них!
Какие пять?
I. Будут в будущем монахи, пристрастные к хорошим одеждам…
II. Будут в будущем монахи, пристрастные к хорошей еде…
III. Будут в будущем монахи, пристрастные к хорошему жилищу…
IV. Будут в будущем монахи, живущие в близкой связи с монахинями; с женщинами, испытуемыми в монашеском сроке; с новопринятыми женщинами-послушницами…
V. Будут в будущем монахи, живущие в близкой связи с монастырскими служащими и послушниками-новичками… Можно ожидать, что они станут накапливать все виды имущества … входя в связь, взаимоотношения … сделаются неудовлетворены чистой жизнью… впадут в более грубые нарушения – и так оставят свое духовное обучение-тренировку и вернутся к низшему образу жизни»
(Anagata-bhayani – четыре беседы о будущих опасностях AN 5.80)
Учение – и есть подлинное Прибежище, и оно подобно лекарству. Община – это все те люди, которые выработали наивысший путь – путь святости (т.е. усмотрения реальности) в своем собственном потоке сознания, они могут быть мирянами или монахами. (Обычные люди – т.е. не достигшие святости – монахи и монахини, держащие полные монашеские обеты – санскр.: бхикшу, бхикшуни, тиб.: гелонг, гелонгма, в сообществе из четырех человек, составляют Общину, Сангху в ее условном воплощении. – Ред.) Они – друзья, помогающие другим обрести духовное Прибежище, и подобны сиделкам.
Dalai Lama Tenzin Gyatso. Buddhism of Tibet.
Фото обложки: Павел Платонов
Пока нет комментариев