Чадо Ринпоче
Существует множество действий, от которых Будда предписал нам воздерживаться, таких как вечерний прием пищи, а для полностью посвященных монахов — срезание зеленых веток деревьев и вскапывание земли. Возможно, для великой и благородной цели, такой как строительство монастыря, или когда мы больны и нам нужно заботиться о себе, нам будет нужно совершить какое-либо из этих запрещенных действий. В таком случае, перед тем, как приступить к ним, необходимо сделать одну вещь — попросить прощения, молясь о том, чтобы все, что необходимо сделать в течении дня было воспринято не как совершенное по беспечности, но как совершенное по очень важной причине.
Мы, тибетцы, очень любим читать по утрам молитвы, возможно западные и другие люди более склонны к медитации. В любом случае, всем нам необходимо выполнять практику совершения подношений. В дополнение к подношению пищи, воды, благовоний и подобного, монахи могут подносить предметы, специфические для их образа жизни, такие например, как монашеская одежда. Благодаря множественному подношению таких вещей Буддам, проявившимся в форме монаха, мы создаем сильную связь с нашим посвящением. Мы можем представлять и мысленно подносить эти вещи Буддам, или если у нас есть дополнительный комплект принадлежностей, мы можем поднести его. Когда Его Святейшество Далай Лама возглавляет церемонию долгой жизни, мы помещаем монашеские принадлежности на алтарь или рядом с ним и физически подносим их. Это создает причину того, чтобы наша практика нравственности стала чистой и совершенной.
Если вам нравится медитировать, вы можете представить себя в виде монаха. Когда начинаете медитацию, подумайте: “Я один из монахов, сидящих в ближайшем окружении Будды, который дарует учения. Я создал особую связь с Буддой, получив монашеское посвящение. Когда Будда вращал колесо Учения на этой земле, он показал благо от посвящения, проявившись в аспекте монаха. Я стараюсь следовать Его примеру.” Такая медитация приносит огромное благословение. Затем подумайте: “Пусть одним из благих результатов этой практики станет то, что я смогу поддерживать в чистоте свои обеты и они станут устойчивыми в потоке моего ума.” Это может привнести радость в нашу практику поддержания обетов, и мы будем счастливы медитировать на то, что оставили мирскую жизнь.
Когда вы приступаете к совершению ежедневных дел, подумайте: “Я получил посвящение, поэтому должен следить за своим поведением и быть осторожным, следя за тем, чтобы оно не шло вразрез с обетами, которые я принял. Я должен ограждать свои тело, речь и ум, чтобы не вести себя глупо, не злиться и так далее, в случае если другие ведут себя неправильно. Я стану неподвижным, как дерево.” Такой совет дает Шантидева во “Вступлении на путь бодхисаттвы”.
В завершении дня не нужно просто падать на кровать и засыпать. Необходимо восстановить в памяти события дня, направляя ум на то, что было совершено: на ситуации, в которых мы смогли следовать обетам и ситуации, при которых мы совершили ошибки. Так мы сможем учиться на собственном опыте. Благодаря такой осознанности мы будем развиваться на пути. Вначале мы искусственно побуждаем себя к практике, прилагая к этому огромные усилия, но лишь только мы непосредственно осознаем пользу от поддержания обетов, наша практика станет привычной и будет требовать гораздо меньше усилий.
Мы не можем самостоятельно принять обеты, точно также и поддерживать их в одиночестве очень сложно. Это еще одна причина, по которой правильное поддержание обетов возможно, лишь если наши усилия не изолированы. Во время принятия нами обетов присутствовали мастер посвящения и другие члены Сангхи. Также и после посвящения, если мы живем с другими членами Сангхи, мы можем поддерживать и направлять друг друга. Слаженная совместная жизнь окажет нам большую помощь в правильном поддержании принятых обетов. В тибетской традиции, при монашеском собрании монахи и монахини сидят рядами друг напротив друга. И всегда дается совет, чтобы люди, сидящие в одном ряду, уважали людей, сидящих в ряду напротив. Это очень разумный способ практики, способствующий поддержанию гармоничной жизни в монастыре.
В завершение, очень важно правильно определить составляющие чистой нравственности. Чистая нравственность для гелоногов и гелонгм — это сохранение чистоты от любых падений; для тех, кто принял обеты рабджунга (того, кто оставил мирскую жизнь) — это воздержание от четырех корней; плюс, общее для всех — избегание естественных злодеяний. Четыре корня — это убийство людей, сексуальная активность, кража ценных вещей и ложь о духовных достижениях. Естественные злодеяния — это действия, являющиеся неправильными для всех. Ошибки, которые относятся только к монахам и монахиням, называются установленными злодеяниями. К примеру, как гелонгам, так и гелонгмам не дозволено вскапывать землю. Если же гелонгу или гелонгме необходимо вскопать землю и они думают: “Ох, эти правила немного устарели; нам не нужно переживать из-за этого правила”, то они виновны в неуважении к обетам, в таком случае, нарушенные обеты станут подобными совершенному естественному злодеянию и послужат причиной вырождения чистой нравственности. Но, если мы думаем по-другому: “Мне действительно нужно копать землю с целью строительства монастыря,” и приступаем к выполнению работы с раскаянием, такое действие ни в какой мере не будет естественным злодеянием.
Подумайте над этими советами и добавьте к ним свои собственные рассуждения. Благодаря регулярному рассмотрению этих моментов наша мотивация отречения и стремление освободиться от циклического существования будут расти сильней и сильней. Будда сказал в Сутре о мудром и глупом, что, если сравнить пользу строительства огромной ступы и пользу от принятия обетов рабджунга, заслуга от второго действия будет гораздо больше. Ступа сделана из камней и может быть взорвана и разрушена, заслуга же от оставления мирской жизни не может быть разрушена, она продолжается вплоть до просветления.
Перевод: гецулма Тензин Янки
Пока нет комментариев