Категории:

Поскольку современное общество превозносит сексуальное удовольствие, некоторые люди интересуются, зачем монахи (ни) принимают обет безбрачия. Это связано с нашими духовными целями.

На первом уровне буддийской практики мы работаем с человеческой природой, которая обусловлена наличием сансарического тела. На этом этапе упор делается на подавлении грубого уровня омрачений и воздержании от десяти недобродетельных действий. Людей призывают обуздать чрезмерное сексуальное вожделение и отказаться от лишенного мудрости и доброты сексуального поведения, которое приносит боль и замешательство им самим или другим. Для мирян, однако, правильное использование собственной сексуальности допустимо. Знаменитый вьетнамский монах Тит Нат Хан считает, что сексуальная жизнь без любви и преданности и есть лишенное мудрости сексуальное поведение. Хотя об этом не говорится в буддийских писаниях, я с этой мыслью согласен. Любовь к партнеру и чувство ответственности важны для устойчивости и жизнеспособности отношений.

На втором этапе практики мы больше не стремимся к сансарическим удовольствиям, но желаем выйти за пределы сансары. Поскольку страстное желание – одна из главных причин сансары, для достижения освобождения важно освободиться от привязанности к объектам пяти органов чувств. Среди всех видов привязанности сексуальное желание – наиболее сильное и сложное, поскольку оно включает в себя все пять чувств и ум. Именно потому Будда советовал тем, кто ищет освобождения от привязанностей, воздерживаться от сексуальных желаний.

На этом этапе пути мы должны выступить против склонностей, которые обычно рассматриваются как часть человеческой природы и биологического устройства человека; сюда входит и сексуальное желание. Теперь мы стремимся к освобождению, а привязанность к сексуальным отношениям этому мешает. Хотя сексуальное желание и возникает естественным образом в нашем теле, мы способны его контролировать. Монахи (ни) принимают посвящение с решительным намерением освободиться от сансары и поэтому берут строгий обет безбрачия.

Профессиональные спортсмены с готовностью отказываются от занятий, которые могли бы помешать их тренировкам или навредить их способности достигать поставленных целей. Они легко воздерживаются от определенной пищи и активной социальной жизни и посвящают свое время упорным тренировкам. Ограничения, которые они на себя накладывают, – это не нездоровое подавление, а нечто необходимое и ведущее к достижению поставленных целей. Аналогичным образом монахи (ни) с готовностью отказываются от сексуальных отношений и погружения в сексуальные удовольствия, потому что они препятствует достижению духовных целей.

При выборе того, как использовать (и использовать ли вообще) свою сексуальность, играет роль много факторов, и каждый сам должен все из них тщательно для себя обдумать. Будда не говорил, что все должны отказаться от сексуальной активности, – это личный выбор каждого. Однако тот, кто стал монахом или монахиней, должен соблюдать обет безбрачия. «Монахов с супругой» не бывает!

Отрывок из книги «Буддизм. Один учитель, много традиций».  Далай-лама XIV и Тубтен Чодрон.

Фото обложки: Suanpa from Pixabay

Пока нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.