Категории:

Употребление титула «Геше» до появления Трёх Монастырских Университетов

В общем случае, «Геше» называют святых учителей, обучающих нас правильным деяниям и указывающих на то, что необходимо избегать. В качестве титула, этот термин используется в монастырских университетах как звание монаха, прошедшего всю систему обучения согласно Великим Коренным Текстам и выдержавшего диспут по академической программе монастыря. 

До основания Трёх Монастырских Университетов школы Гелуг – Сера, Дрепунг и Ганден, в Центральном Тибете было шесть крупных монастырей с факультетами изучения философии: 1) Сангпху – основан в 1073 году Ноглебпа Шерабом. Монастырь, где Чже Цонкапа слушал наставления по Праманавартике, а также изучал «четыре трудных науки» (Мадхьямику, Праджняпарамиту, Винаю и Абхидхарму); 2)  Девачен – другое название Раватод; 3)  Цельгунгтанг – основан в 1175-м году; 4) Гадонг – основан в 13-м веке. В этом монастыре Чже Ринпоче (Цонкапа) под руководством ламы Умапа достиг реализации и узрел лик Манджушри; 5) Кьормолунг – основан в 1169-м году. В этом монастыре Чже Ринпоче слушал наставления по Винае; 6)  Зульпху.

Эти монастыри также были известны в Тибете под обобщающими названиями «Три Сангдегунг» (Сангпху, Девачен, Цельгунгтанг) и «Три Гакьорзуль» (Гадонг, Кьормолунг, Зульпху). Окончившие обучение в этих шести монастырях получали одну из учёных степеней: Рабжампа, Кашипа или Качупа, для чего по традиции надо было выдержать диспут по темам академической программы монастыря.

Геше Рабжампа – (Мастер Обширного), этот титул присваивался за полное освоение входящего в Пять Великих Трактатов курса Парамит, при этом обучение по курсам Мадхьямики, Винаи и Абхидхармы могло быть не завершено.

Геше Кашипа – (Мастер Четырёх Трудных), этот титул присваивался за завершение обучения «четырём трудным наукам»: Мадхьямике, Праджняпарамите, Винае и Абхидхарме.

Геше Качупа – (Мастер Десяти Трудных), этот титул присваивался за полное освоение Пяти Великих Трактатов (Прамана-вартика, Абхисамая-аланкара, Мадхьямака-аватара, Абхидхарма-коша, Виная-сутра). Данное звание было равносильно современному «Геше Лхарампа» в традиции Трёх Монастырских Университетов (Сера, Дрепунг и Ганден), а также «Геше Качен» в традиции монастыря Таши Лхунпо.

Геше Лингсе – (Мастер Смешения Земель) раньше, до основания Трёх Монастырских Университетов, в монастыре Сангпху обучающиеся монахи из двух разных факультетов монастыря: «Верхняя Земля» и «Нижняя Земля», устраивали между собой состязания в форме диспутов по Дхарме («смешивались»), что стало известно под названием «смешение земель» (Лингсе). Можно сказать что титул «Геше» как учёное звание, сформировался во времена смешанных диспутов монастыря Сангпху.

Употребление титула «Геше», после появления Трёх Монастырских Университетов

«Три Монастырских Университета» – это три монастыря Ганден, Дрепунг и Сера, относящиеся к школе Гелуг. Так же существует традиция говорить о «Шести Монастырских Университетах», когда к этим трём добавляют Таши Лхунпо, Кубум и Ташикиль. В Сера, Дрепунге и Гандене для окончивших изучение Пяти Великих Трактатов есть традиция присвоения учёных степеней Геше разного уровня: Лхарампа, Цогрампа, Лингсе, Ригрампа и других.

Геше Лхарампа. Панчен Эрдени IV-й Лобсанг Чойки Гьялцен (1570–1662), во времена длившегося несколько лет конфликта между регионами У и Цанг, был Держателем Трона Ганден (1613–1618), т.е. главой школы Гелуг. Он ввёл традицию во время большого новогоднего монлама в Лхасе проводить дебаты по Пяти Великим Трактатам среди самых учёных Геше из Трёх Монастырских Университетов. Участников этих дебатов называли «Лхасский Рабжампа» или сокращённо «Лхарампа». В то время, по результатам дебатов, лучшими знатоками Учения были признаны двое Геше из монастыря Дрепунг: Домнягпа Соднам Чойзанг из факультета Гоманг и Дуглхагпа Нагванг Пельзанг из факультета Лосалинг. Слава о «двух Домдуг» – Геше Лхарампа из Дрепунга, распространилась по всему Уцангу. И даже Его Святейшество Далай Лама V-й (1617–1682) упоминал о них в своей автобиографии с великим почтением.

Геше Цогрампа. Регент Сангье Гьяцо занимавший пост правителя после ухода Великого Пятого Далай Ламы, организовал десятидневную ганапуджу (цог) на годовщину ухода. Во время этого события также проводились академические дебаты среди Геше из Трёх Монастырских Университетов, подобные дебатам во время большого монлама в Лхасе. Участников, выдержавших эти дебаты, называли Цогрампа.

Геше Лингсе. После основания Трёх Монастырских Университетов, сохранилась традиция, подобная традиции из монастыря Сангпху, – проведение диспутов по Пяти Великим Трактатам между студентами разных факультетов одного монастыря. Выдержавших такие дебаты Геше называют Лингсе.

Геше Ригрампа. После завершения монастырского курса Праманавартики (Ригда), проводятся дебаты. Выдержавших такие дебаты Геше называют Ригрампа.

Геше Дорампа. В каждом из Трёх Монастырских Университетов, во время проведения больших общих молебнов, проводятся философские дебаты. Выдержавших такие дебаты Геше называют Дорампа.

Нужно отметить что в каждом из Монастырских Университетов, обучение по Пяти Великим Трактатам длится в течении многих лет. Причём в программе обучения каждого факультета монастыря присутствуют некоторые отличия. Например, если взять монастырь Сера, то там класс изучения базовой логики (Дуйра) длится три курса в течении трёх лет. Класс Парамит длится пять курсов в течении пяти лет. Класс Мадхьямики длится два курса по два года, вместе – четыре года. Классы Абхидхармы и Винаи – это два курса в течении четырёх лет. А в сумме, до получения титула Геше Лхарампа, нужно обучаться не менее двадцати лет.

Таким образом, для тщательного исследования каждого из разделов Пяти Великих Трактатов, обучение разделено на много курсов. Впервые это случилось в середине 12-го века, когда настоятель монастыря Сангпху – Владыка Мудрецов Чапа Чойки Сенге, добавил такие нововведения в монастырскую программу образования. Сейчас трудно узнать, существовали ли в те времена какие-либо курсы по другим великим коренным текстам, но известно, что изучение Праманавартики было разделено на пять курсов: начальный класс логики (Дуйчун), средний класс логики (Дуйтин), старший класс логики (Дуйчен), искусство силлогизмов (Тагриг), Праманавартика (теория познания или эпистемология). Впоследствии, в каждом из Монастырских Университетов возникло своё, не совпадающее с другими разделение обучения на курсы. Например на факультете Гоманг монастыря Дрепунг изучение базовой логики (Дуйра), искусство силлогизмов (Тагриг) и строение сознания (Лориг) вместе поделены на пять курсов. Класс Парамит делится на четыре курса. Мадхьямика длится один-два курса. Виная – один курс и Абхидхарма – один курс.

На факультете Сераме, монастыря Сера программа обучения разделена на 13 курсов. Из них базовая логика (Дуйра), искусство силлогизмов (Тагриг) и строение сознания (Лориг) вместе занимают один курс. Парамиты – шесть курсов. Мадхьямика – два курса. Виная – два курса и Абхидхарма – два курса. Среди этого списка нет отдельного курса по Праманавартике, т.к. эта тема полностью изучается к концу обучения логике, силлогизмам и строению сознания.

Количество титулов Геше Лхарампа, даруемых ежегодно в Тибете

Место и время проведения дебатов на титул Геше Лхарампа – это ежегодный Великий новогодний монлам в Лхасе. Дебаты проводятся между семью факультетами Трёх Монастырских Университетов: Гоманг, Лосалинг и Деянг монастыря Дрепунг; Сераже и Сераме монастыря Сера; Щарце и Жангце монастыря Ганден. От каждого факультета выступают два Геше, вместе 14 участников. Также каждый год, один из факультетов по очереди, может выставить одного дополнительного кандидата. Плюс один Геше выступает от монастыря Раватод. Итого, ежегодно в дебатах учавствуют 16 Геше.

Порядок проведения дебатов во время великого новогоднего монлама в Лхасе

Утром эти 16 Геше, в течении двух-трёх часов проводят совместные дебаты по Праманавартике. В обед во дворе (монастыря) в течении приблизительно двух часов проходят дебаты по Парамитам и Мадхьямике. Вечером в большом дворе от четырёх до шести часов ведутся дебаты по Абхидхарме и Винае.

После получения титула Геше Лхарампа, большинство новых Геше идут в один из тантрических колледжей: Гьюто или Гьюме, где в течении от одного года до нескольких лет изучают тексты коренных тантр, комментарии и практику Тайной Мантры. А также, если есть желание, могут дополнительно изучать особые практики, такие как тембральное пение, ритуальные мелодии, способы начертания мандал и т.п. После чего, для получения титула Геше Награмпа (Мастер Тантры), они должны выдержать семидневные дебаты с другими Геше Награмпа по темам коренных текстов и комментариев на Тайную Мантру.

Перевод: гелонг Лобсан Табке (Михаил Гальченко)
Источник: https://www.gelugpa-university.org/geshe

Пока нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *