Будда основал женский монашеский орден в шестом веке до нашей эры в Индии, через несколько лет после основания мужского монашеского ордена.
Существует три уровня посвящения для монахинь: шраманерика (послушница), шикшамана (испытательный период) и бхикшуни (полное посвящение).
Для того, чтобы соискательница могла подготовиться и привыкнуть к поддержанию в чистоте полных обетов, а также принять ответственность за благополучие и развитие монашеской общины, обеты принимаются постепенно.
Женщина становится бхикшуни, принимая посвящение от тех, кто получил его; таким образом, существование линии посвящения бхикшуни важно, ибо таким образом чистота передачи прослеживается до самого Будды. Женщины получают полное посвящение от общины, состоящей по меньшей мере из десяти бхикшуни, и, на отдельной церемонии позже в тот же день, от общины, состоящей по меньшей мере из десяти бхикшу (полностью посвященных монахов). В местах, где нет такого большого количества монашествующих, посвящение могут давать общины, состоящие из пяти членов. (примечание: это возможно согласно традиции Винаи Дхармагуптаки. Согласно традиции Винаи Муласарвастивады – если посвящение происходит в “срединной стране”, для посвящения необходимы двенадцать бхикшуни, в “пограничной области”, где мало монахов, будет достаточно шести бхикшуни.
Линия бхикшуни процветала в Древней Индии и в третьем веке до нашей эры распространилась на Шри-Ланку. Оттуда, в четвертом веке нашей эры, она пришла в Китай, это первое посвящение бхикшуни было даровано одной только сангхой бхикшу. Первое двойное посвящение бхикшуни в Китае произошло в 433 году. В десятом веке нашей эры из-за войн и политических проблем линия бхикшуни исчезла как в Индии, так и на Шри-Ланке, но продолжала распространяться по всему Китаю, Корее и Вьетнаму.
В Тибете существуют различные взгляды относительно линии бхикшуни. Его Святейшество Далай-лама говорит, что великий индийский настоятель Шантаракшита в конце восьмого века привез в Тибет общину бхикшу для дарования полного посвящения, но он не привез бхикшуни, и поэтому посвящение бхикшуни не было дано в Тибете. Однако некоторые ламы Кагью и Ньингма говорят, что посвящение бхикшуни было утрачено в Тибете во время преследования буддизма царем Лангдармой в девятом веке. В любом случае, в дальнейшем линия бхикшуни так и не была установлена в Тибете из-за трудности пересечения Гималайских гор. Достаточное количество индийских бхикшуни не приходило в Тибет, равно как и достаточное количество тибетских женщин не отправилось в Индию, чтобы принять посвящение и, вернувшись в Тибет, передать его другим. Тем не менее, есть исторические записи о нескольких бхикшуни в Тибете, получивших посвящение только от сангхи бхикшу , однако линия бхикшуни в Тибете так и не прижилась.
В некоторых буддийских странах сангха полностью посвященных монахинь отсутствует, но там есть послушницы, имеющие десять обетов или “монахини” с восемью обетами. В тибетском сообществе монахи дают посвящение в шраманерики (гецулма – прим.пер). В Тайланде посвящение бхикшуни никогда не существовало. В Таиланде, Мьянме и Камбодже женщины обычно получают восемь обетов и известны как “маэчи” или “тилашин” в Мьянме. На Шри-Ланке они обычно получают десять обетов и называются “дасасилмата”. Хотя маэчи, тилашин и дасасилмата живут в безбрачии и носят одеяния, указывающие на их принадлежность к религии, их предписания не рассматриваются как одно из трех посвящений Пратимокши для женщин. Однако это стало меняться.
По мере распространения буддизма в Древней Индии развивались различные школы Винаи. Три из восемнадцати начальных школ сохранились до наших дней: Тхеравада, которая широко распространена на Шри-Ланке и в Юго-Восточной Азии; Дхармагуптака, которая практикуется на Тайване, в Китае, Корее и Вьетнаме; и Муласарвастивада, которой следуют в Тибете и Монголии. В последние годы все эти школы Винаи распространились в западных странах.
Принимая во внимание, то, что Виная, прежде чем быть записанной, в течении многих веков передавалась устно, и что различные школы имели мало связи друг с другом из-за географической удаленности, удивительно, что предписания Пратимокши и Винаи, изложенные в них, настолько согласованы. Существуют некоторые различия в перечнях монашеских обетов , но не обнаруживается никаких серьезных, очевидных различий. Конечно, на протяжении веков школы в разных странах развивали свои собственные интерпретации обетов и способы следования предписаниям, в соответствии со своей культурой, климатом и социальной ситуацией.
В последние годы монахи школы Винаи Дхармагуптака совместно с монахами Тхеравады способствовали восстановлению полного посвящения в традиции Тхеравады, а бхикшуни основали общины в Таиланде, Шри-Ланке и на Западе. В настоящее время азиатские монахини часто сталкиваются с трудностями, но постепенно их все больше признают и поддерживают. В тибетской традиции 17-й Гьялван Кармапа начал готовить тибетских монахинь к посвящению в бхикшуни вместе с тайваньскими монахинями линии Дхармагуптака, также в этой линии получили посвящение некоторые западные монахини тибетской традиции.
Автор: бхикшуни Тубтен Чодрон
Источник: https://thubtenchodron.org/2017/08/bhiksuni-ordination/
Перевод с разрешения автора: Рощина Д.В.
Редакция: гецулма Тензин Янки
Фото: truthseeker08 from Pixabay
Пока нет комментариев