Обеты Пратимокши или индивидуального освобождения
Все советы данные Буддой Шакьямуни касательно этики собраны в Винае (Санскр.) или Дулве (Тиб.). Существует различные уровни обязательств в практике, различная глубина на Пути отречения и посвящения:
Генин. Это мирянин, принявший 5 обетов, таких как: не убивать, не лгать, не красть, не совершать неправильного сексуального поведения, не употреблять алкоголь (и любые другие одурманивающие средства).
Рабджунг и рабджунгма. Это первый и очень важный шаг к посвящению себя религиозной жизни монаха/монахини. Здесь всего 8 обетов: не убивать, не лгать, не красть, соблюдать целомудрие, не употреблять алкоголь (и любые другие одурманивающие средства), сменить одежду (на монашеские одеяния), сменить имя (получить новое), изменить ум (отказаться от обывательских забот и стремлений).
Гецул и гецулма. Формально гецула называют «новичок». Хотя послушничество как таковое уже начинается с рабджунга. Насчитывается около 36 обетов, которые можно принимать в возрасте 13–14 лет. Эти дополнительные обеты призваны охранять «основные обеты», в точности так, как укрепленные стены воздвигаются вокруг замка для его обороны. Сам же замок – основные обеты, -ещё называют коренными обетами (т.е. не убивать, не лгать, не красть, целомудрие).
Гелонг и гелонгма: (бхикшу и бхикшуни – санскр.). Полностью посвещенный монах принимает 253 обета, а полностью посвященная монахиня – 364 обета. Эти обеты не могут быть приняты в возрасте моложе 21 года. (линия посвящения гелонгмы была утеряна монахинями в Тибете. В наши дни, женщине, желающей принять полное посвящения гелонгмы нужно брать обеты в других буддийских традициях.)
Обеты являются своего рода ориентирами, указателями для нашего ума, ведущими его по направлению к совершенному поведению – источнику всех добродетелей. Некоторые из обетов служат для нас образцом правильных действий, некоторые – правильной мотивации. Согласно Винае, мы не должны оглашать полный перечень обетов Гецула и Гелонга людям, не готовящимся к посвящению. Тем не менее, для лучшего понимания монашества, мы можем рассмотреть и объяснить некоторые основные обеты.
Если будут нарушены четыре основных коренных обета (общих для Рабджунгов, Гецулов и Гелонгов), то монашеское посвящение полностью уничтожается автоматически (нарушения других обетов могут быть очищены при помощи специальной церемонии «Соджонг», проводимой каждые 14 дней в монастыре):
- Не убивать: этот обет нарушается при убийстве человека, но второстепенный обет включает также и других существ.
- Не лгать: полное падение осуществляется в результате ложного утверждения о якобы достигнутых духовных Реализациях. Второстепенный обет включает в себя клевету, т.е. попросту – говорить неправду.
- Не красть: нарушением обета является присвоение без разрешения чужого ценного объекта.
- Целомудрие: запрещается проникать в любые из «трех дверей» (т.е. влагалище, рот, анус) какого-либо существа.
- Мы добавляем еще обет не употреблять алкоголь и другие одурманивающие средства, т.к. под их влиянием мы можем нарушить один или сразу же все четыре коренных обета!
Также можем отметить, что во вторичных обетах (которые не уничтожают посвящение):
- уже Гецулы не должны петь, танцевать, слушать музыку, использовать духи или туалетную воду, сидеть на высоких стульях и кроватях, обладать золотом и драгоценностями, есть после обеда.
- Гелонги не должны допускать семяизвержения (происходящего любым путем), дотрагиваться до женщин с вожделением, находиться в закрытой комнате наедине с женщиной и т.д…
Всем практикующим полезно знать о данных обетах – и если учитель (монах, геше…), вдруг обращается со своим учеником, противореча при этом монашеским обязательствам, ученик имеет право отказать ему в категоричной форме, отбросив всякое неудобство и/или стыд! Настоящий стыд и позор тому, кто злоупотребляет статусом учителя ради своего собственного удовлетворения, используя при этом людей воспринимающих его как Гуру.
Титулы
Часто на Западе неправильно понимают что же именно скрывается под тем или иным титулом. Случается, что человек вверяет себя неквалифицированному учителю, принимая его своим коренным гуру. Итак, давайте посмотрим, какие есть титулы:
Геше. Школа Гелуг основывается на определенной системе обучения. Ученик обычно приходит в монастырь в возрасте 7–10 лет. Здесь он будет обучаться примерно 20 лет, проходя 5 основных тем: Парамита или Совершенства, Мадхьямака или Срединный Путь, Виная или Кодекс Этики, Абхидхарма или Метафизика. Затем он становится геше (доктор буддийской философии). Теперь, в течение года или более, он может пройти обучение в Gyu.Me или в Gyu.T – тантрических колледжах, посвятив себя изучению тантр.
Диплом геше является лишь «ученой степенью», т.е. не подразумевает наличия каких-либо духовных реализаций. Здесь мы должны заострить внимание на том, что существует четыре степени геше. Часто об этом не известно на Западе, что приводит к определенным ошибкам. Первая и вторая степень по сути являются базовым уровнем. Человек с такими степенями – обладает навыками заучивания, но детально и глубоко в понимании или в дебатах не сведущ. По большому счету, все кто достигнет окончания обучения, получат титул геше.
Сейчас в тибетском правительстве обсуждается идея, чтобы титула геше мог удостаиваться только тот, кто получил самую высокую степень – лхарампа; чтобы степень доктора наук для нас ассоциировалась только с лхарампами. Геше «лхарампа» не знают тексты наизусть, но, обладая знаниями логики, изучают также глубинное значение этих текстов. Но! Нельзя забывать, что даже такое понимание Дхармы, как у закончивших всю программу обучения геше «лхарампа» – еще не означает реализации Учения на опыте. Когда на Западе студенты слышат слово «геше», они часто путают его с «ламой». Геше обладает знаниями, «лама» же имеет опыт духовных реализаций. Чтобы быть ламой – не обязательно быть геше, а чтобы быть геше – не обязательно быть ламой.
Лама: (санскр.: гуру) духовный наставник. Не существует никаких школ «лам» (кроме, разве что, в Бурятии, где по окончании пятилетнего курса, ученик получает диплом «ламы»). Этот титул присваивается только тем, кто живет, руководствуясь высокой нравственностью и обладает познанием мудрости. Титул присваивается либо другими ламами либо большой группой учеников. Также этот титул присваивается всем реинкарнациям лам. Стоит отметить тот факт, что в традиции Кагью «ламой» может называться тот, кто провел определенное количество лет в затворничестве (от 3 до 6). Аналогично тому, как обучение не приносит реализаций автоматически, так и затворничество их не гарантирует. Здесь титул «лама» не всегда является гарантией реализаций.
Ринпоче: «Драгоценнейший». Титул дается в основном перерожденцам лам, но также, как почетный титул – настоятелям больших монастырей (Кхенпо Ринпоче), который остается у них и после оставления этой должности (Кхенсур Ринпоче).
Тулку: «Тело Эманации». Первоначально это относилось к высоко реализованным существам – Буддам и Бодхисаттвам – родившимся из сострадания ко всем чувствующим существам. Но, в наши дни всех перерожденных лам называют «тулку», на основании того, что в прошлой жизни они были выдающимися практиками.
Итак, завершая обзор титулов, еще раз отметим – ни один из них не гарантирует «подтвержденные духовные достижения» его обладателя. В Тибете было гораздо больше возможностей контролировать титулы, и любой человек, неизвестно кто – не смог бы играть роль ламы. В наши дни, с имеющимся разрывом между Востоком и Западом, некоторые геше, не имеющие степени «лхарампа» претендуют на то, чтобы вести учеников духовным путем, сами при этом не достигнув каких-либо реализаций и не имея четкого представления о проблемах западной жизни. Также и некоторые западные учители заявляют, что обладают теми или иными реализациями, используя титул «лама» в корыстных целях.
Каждый изучающий Дхарму должен проверять и перепроверять качества учителя перед тем, как принимать его за надежного духовного наставника! Чтобы вести ученика по этапам пути трех типов практикующих, духовный учитель Махаяны должен обладать 10-ю качествами. Итак, вот качества учителя: он
- Строго придерживается этики.
- Успокоил ум практикой медитации.
- Умиротворен практикой мудрости.
- В своих достоинствах превосходит учеников.
- Полон энергии и энтузиазма для помощи другим.
- Сведущ в священных текстах.
- Обладает реализацией пустоты (опытной или концептуальной).
- Способен обучать, обладая искусными средствами.
- Излагает Учение с состраданием.
- Неутомим в проповедях Дхармы
(Комм. редактора: Подробнее о 10 качествах Учителя см.: Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения. Спб., Нартанг, т.1)
Отрывок из статьи “БУДДИЗМ И ЭТИКА” Кхарнанг Гендун Рабгье Тулку (лама Шенпен Ринпоче )
Перевод с англ. А. Зубова и Е. Васьковой
Источник: журнал “Буддизм России”, №38, 2005 г., https://buddhismofrussia.ru/buddhism-of-russia/br38/
Пока нет комментариев