Категории:

(Статья из журнала «Буддизм России» №38, 2005 г.)

Всё чаще некоторые наши читатели начинают задумываться о буддийской монашеской жизни. Какие обязательства принимают на себя те, кто носит монашеские одеяния? Сможем ли мы сами придерживаться правил Винаи, если надумаем стать монахами? Принятие монашества – очень серьёзный шаг, который следует тщательно обдумать. Стоит ли принимать обеты только для того, чтобы через год их снять? Или, что того хуже, продолжать носить монашеские одежды, не соблюдая обеты – нарушая заветы Будды и дискредитируя Дхарму?

Перечень недопустимых для монахов проступков приводит Пратимокша-сутра.

В тибетской традиции, в сфере Винаи опирающейся на тексты школы Сарвастивада, монашеское обеты не полагается открывать мирянам, однако в традиции Тхеравады, практикуемой в странах южного буддизма, таких ограничений нет. Поэтому данная публикация предлагает текст монашеских обетов, принимаемых в Тхераваде.

Как пояснял Его Святейшество Далай-лама IV, «тибетцы практикуют винаю в соответствии с традициями сарвастивадинов, тогда как в ряде других стран, например в Шри Ланке, следуют традициям стхавиравады. Между ними не существует больших различий, и они отличаются только в части исчисления и соблюдения или несоблюдения второстепенных правил. Например, согласно традициям сарвастивадинов, бхикшу должны соблюдать 253 обета, тогда как по традиции стхавиравады от них требуется придерживаться только 227. Также существует маленькая разница в числе запретов для бхикшу, удерживающих от пагубных действий (суддха-праяшчихика), -90 у сарвастивадинов и 92 у стхавиравадинов. Однако, не существует таких различий в отношении главных обетов, касающихся поражений (параджика), нарушений, требующих собрания сангхи (сангхади- сеса), и НИсСАГГИЯ ПАЧИТТИЯ («требующее расплаты и признания»).»

Словом «Пратимокша» обычно обозначается свод правил поведения буддийских монахов, установленный, согласно традиции, самим Буддой. «Пратимокша-сутра», входящая в состав палийского канона, содержит 227 правил. Эти правила касались, практически, всех сторон монашеской жизни, согласно этим правилам функционировали все локальные буддийские монашеские общины.

«Пратимокша-сутра» классифицирует правила поведения по восьми разделам:

1) ПАРАДЖИКА – поражение (исключение из общины); 2) САНГХА-ДИСЕСА – требующее начального (ади) и последующего (сеса) собрания общины; 3) АНИЯТА – неопределённое (т.е. результат зависит от решения общины); 4) НИССАГГИЯ ПАЧИТТИЯ – требующее расплаты и признания; 5) ПАЧИТТИЯ – требующее признания; 6) ПАТИДЕСАНИЯ – требующее признания /определённой формы/; 7) СЕКХИЯ – инструкции; 8) АДХИКАРАНА САМАТХА – правила рассмотрения спорных вопросов, возникающих в общине.

Система наказаний, предусмотренная правилами, состоит из четырёх главных видов, изменяющихся от окончательного и безоговорочного изгнания из сангхи до простого признания в присутствии другого монаха.

Монах, который совершил один из четырёх самых серьезных проступков, входящих в раздел параджика, автоматически лишается монашеского звания. Монах считается исключённым из сангхи окончательно и бесповоротно, в этой жизни он не может снова вступить в общину.

Если монах нарушает одно из следующих по важности правил – правила сангхадисеса, он должен уведомить общину о своём проступке; при этом на него накладывается шестидневный период наказания.

Нарушение правил ниссаггия пачиттия связано с каким-либо предметом, который монах приобрёл или использовал неправильным образом. Вина за такое нарушение, так же как за нарушение правил разделов пачиттия и патидесания, снимается через простое признание перед одним монахом или всей общиной. Различие между двумя последними разделами состоит лишь в том, что в разделе патидесания форма публичного признания зафиксирована в самом тексте правил Пратимокши.

Не все разделы Пратимокши связаны с конкретными видами наказаний. Правила анияты дают направление для решения неопределённых случаев. Правила секхии имеют отношение прежде всего к этикету поведения и просто утверждают, что следует вести себя определённым образом. Правила адхикарана-саматха являются скорее не правилами, а принципами, в соответствии с которыми следует решать вопросы, возникающие в общине.

Правила «Пратимокшы-сутры» приведены здесь с некоторыми сокращениями.

Раздел ПАРАДЖИКА (Поражение)

1.Если какой-либо монах, участвующий в обучении и образе жизни монахов, без отказа от обучения, без открытого объявления о своей слабости совершит половой акт с женщиной или даже с самкой животного, такой монах потерпел поражение и более не состоит в сангхе.

2. Если какой-либо монах возьмёт то, что ему не было дано, – такой монах потерпел поражение и более не состоит в сангхе.

3. Если какой-либо монах намеренно лишит жизни человеческое существо, или наймёт убийцу для него, или будет восхвалять преимущества смерти, или будет уговаривать его умереть, – такой монах потерпел поражение и более не состоит в сангхе.

4. Если какой-либо монах, не обладающий истинным знанием, хвастается достижением сверхнормальных человеческих состояний, – такой монах потерпел поражение и более не состоит в сангхе.

Раздел САНГХАДИСЕСА (начальное и последующее собрание сангхи)

1.Намеренное испускание семени, за исключением времени сна, требует начального и последующего собрания сангхи.

2. Если какой-либо монах, поверженный желанием наслаждения, с колеблющимся разумом, прикоснётся к женщине, будет держать ее руку, прядь волос или погладит какую-либо её конечность, – это требует начального и последующего собрания сангхи.

3. Если какой-либо монах, поверженный желанием наслаждения, с колеблющимся разумом, обратится с нечистыми словами к женщине, – это требует начального и последующего собрания сангхи.

4. Если какой-либо монах, поверженный желанием наслаждения, с колеблющимся разумом, восхваляет в присутствии женщины служение своей чувственности, – это требует начального и последующего собрания сангхи.

5. Если какой-либо монах участвует в передаче намерения мужчины к женщине или женщины к мужчине, в целях женитьбы или внебрачной связи, – это требует начального и последующего собрания сангхи.

6. Если какой-либо монах строит себе жилище на средства, собранные подаянием, не имея покровителя, он должен соблюдать предписанные размеры жилища; место постройки должно быть одобрено приглашёнными монахами. Нарушение этого правила требует начального и последующего собрания сангхи.

7. Если какой-либо монах строит себе большое жилище на средства богатого покровителя, он должен пригласить монахов одобрить выбранное место. Нарушение этого правила требует начального и последующего собрания сангхи.

8. Если какой-либо монах необоснованно обвинит другого монаха в нарушении, влекущем исключение из общины, – это требует начального и последующего собрания сангхи.

9. Если какой-либо монах, используя различные уловки, необоснованно обвинит другого монаха в нарушении, влекущем исключение из общины, – это требует начального и последующего собрания сангхи.

10. Если какой-либо монах агитирует за раскол в сангхе, тогда монахи должны предупредить его до трёх раз. Если монах не изменит своё поведение, – это требует начального и последующего собрания сангхи.

11. Если какие-либо монахи, последователи того монаха-раскольника, будут защищать его, другие монахи должны предупредить его до трёх раз. Если монахи не изменят своё поведение, – это требует начального и последующего собрания сангхи.

12. В случае, если монах по природе упрям, так что никого не слушает, община должна предупредить его до трёх раз. Если монах не изменит своё поведение, – это требует начального и последующего собрания сангхи.

13. В случае, если монах, живущий на содержании определенной деревни или города, является человеком неправедного поведения, тогда монахи должны предупредить его до трёх раз. Если монах не изменит свой образ действий, – это требует начального и последующего собрания сангхи.

Раздел АНИЯТА (неопределенное)

1.Если какой-либо монах находится в уединении вместе с женщиной, так что женщина – мирянка, достойная доверия, увидев их, может описать этот случай как нарушение, подходящее под один из трёх разделов Пратимокши (параджика, сангхадисеса или пачиттия), – здесь наказание неопределённо (т.е. оставляется на усмотрение общины).

2. Если какой-либо монах находится в уединении вместе с женщиной, так что женщина – мирянка, достойная доверия, увидев их, может описать этот случай как нарушение, подходящее под один из трёх разделов Пратимокши (сангхадисеса или пачиттия), – здесь наказание неопределённо (т.е. оставляется на усмотрение общины).

Раздел НИССАГГИЯ ПАЧИТТИЯ (требующее расплаты и признания)

1.Когда какой-либо монах закончил изготовление одежды, он может держать у себя излишнюю одежду не более десяти дней. Если срок превышен, это требует расплаты и признания.

2. Когда монах закончил изготовление одежды и если после этого он живёт отдельно от любой из своих трёх одежд хотя бы одну ночь, – это требует расплаты и признания.

3. Когда монах закончил изготовление одежды и если после этого ему преподносят кусок ткани, он может принять его, если желает. Приняв его, он должен немедленно изготовить из него предмет одежды. Если ткани недостаточно, он может хранить её не более месяца, надеясь восполнить недостаток. Если этот срок превышен, – это требует расплаты и признания.

4. Если какой-либо монах использует одежду, выстиранную, окрашенную или вычищенную монахиней, не состоящей с ним в родстве, это требует расплаты и признания.

5. Если какой-либо монах принимает одежду или ткань от монахини, не состоящей с ним в родстве,- это требует расплаты и признания.

6. Если какой-либо монах выпрашивает одежду у мужчины или женщины – домохозяев, не состоящих с ним в родстве, за исключением надлежащих случаев, – это требует расплаты и признания.

7. Если не состоящие с монахов в родстве мужчина и женщина – домохозяева преподносят ему много кусков ткани, он может взять не более, чем надо на верхнюю и нижнюю одежду. Если он примет больше, – это требует расплаты и признания.

8. В случае если мужчина и женщина-домохозяева приготовили определённую сумму денег на одежду для неродственного им монаха и если монах будет делать какие-либо намёки относительно одежды – из желания получить что-нибудь красивое, – тогда этот предмет одежды требует расплаты и признания.

9. В случае, если два домохозяина – мужчины и женщины – приготовят две отдельные денежные суммы на одежду для монаха, не состоящего с ними в родстве, и если монах будет делать намёки относительно совместного приобретения одежды– из желания получить что-нибудь красивое, – тогда этот предмет одежды требует расплаты и признания.

10. В случае, если царь или домохозяин пошлёт денежный взнос для какого-либо монаха, тогда монах должен указать своего помощника, который получит денежную сумму и приобретёт для монаха одежду. Если помощник, приняв денежную сумму, отказывается приобрести одежду для монаха, монах должен известить об этом дарителя. Такова надлежащая процедура в этом случае.

11. Если какой-либо монах имеет коврик, сделанный из смешанной нити, содержащей шёлк, это требует расплаты и признания.

12. Если какой-либо монах имеет коврик, сделанный из чистой чёрной шерсти, это требует расплаты и признания.

13. Когда монах делает новый коврик, он должен быть сделан из двух частей чистой чёрной шерсти, одной части белой и одной части коричневой; в ином случае это требует расплаты и признания.

14. Когда новый коврик изготовлен монахом, он должен служить по меньшей мере шесть лет. Если менее, чем шесть лет монах приобретёт новый коврик, – это требует расплаты и признания.

15. Когда монах изготавливает новый коврик, в него должен быть включён кусок старого коврика; в ином случае это требует расплаты и признания.

16. Если шерсть преподнесена монаху во время странствия, он может принять её, если желает. Приняв её, он может нести её сам, без чужой помощи на расстояние не более, чем три лиги (48 км.). Если он несёт ее дальше, это требует расплаты и признания.

17. Если какой-либо монах имеет шерсть, промытую, окрашенную и спрядённую для него монахиней, не состоящей с ним в родстве, это требует расплаты и признания.

18. Если какой-либо монах принимает золото или серебро, или имеет его у себя, или соглашается, чтобы оно было положено рядом с ним, это требует расплаты и признания.

19. Если какой-либо монах участвует в различных видах денежного обмена, это требует расплаты и признания.

20. Если какой-либо монах участвует в различных видах торговли, это требует расплаты и признания.

21. Излишняя чаша для сбора подаяния может находится у монаха не более 10 дней, в ином случае это требует расплаты и признания.

22. Если какой-либо монах, имея чашу для сбора подаяния, вынесшую менее чем пять починок, просит новую чашу, это требует расплаты и признания.

23. Существует пять средств, поддерживающих силы: гхи, «масло из плоти», масло, мёд и сахар (патока). Эти средства могут быть приняты больным монахом. После принятия он может держать их в запасе не более семи дней, в ином случае это требует расплаты и признания.

24. Когда месяц остался до окончания горячего сезона, монах может заботится об одежде для купания в сезон дождей. Когда до конца горячего сезона осталось две недели, эта одежда может использоваться. Если монах приобретёт или использует одежду для купания иным образом, это требует расплаты и признания.

25. Если какой-либо монах, собственноручно отдав предмет одежды или ткань другому монаху, затем, будучи разгневанным и недовольным, будет отнимать её назад, это требует расплаты и признания.

26. Если какой-либо монах, приобретя прядённую нить, отдаст её ткачам для изготовления ткани, это требует расплаты и признания.

27. В случае, если у мужчины или женщины – домохозяев есть ткачи, которые делают для них полотно, и если монах придёт к ткачам и будет давать им указания относительно ткани, предназначенной для него, – эта ткань требует расплаты и признания.

28. За десять дней до полной луны третьего месяца Каттика в октябре, если одежда «настойчиво» преподнесена монаху, он может принять её, если считает, что она преподнесена «настойчиво». Если он принял её, он может держать её на протяжении всего сезона одежды. После окончания сезона дождей эта одежда требует расплаты и признания.

29. Существуют жилища в удалённых местах, которые считаются опасными и рискованными. Монах, живущий в таком жилище после полнолуния четвёртого месяца Каттика, может держать одну из трёх своих монашеских одежд в деревне, если он так хочет. Если он по другим причинам живёт отдельно от любой из своих трёх одежд, он может делать так не более шести ночей подряд, в ином случае это требует расплаты и признания.

30. Если какой-либо монах намеренно обращает на себя подношения, которые предназначались сангхе, это требует расплаты и признания.

Раздел ПАЧИТТИЯ

1.Намеренная ложь требует признания.

2. Оскорбление требует признания.

3. Распространение завистливых слухов среди монахов требует признания.

4. Если какой-либо монах декламирует с мирянином Дхамму строка за строкой, это требует признания.

5. Если какой-либо монах спит в одном помещении с мирянином более чем две или три ночи подряд, это требует признания.

6. Если какой-либо монах отдыхает в одном помещении с женщиной, это требует признания.

7. Если какой-либо монах произносит женщине более чем пять или шесть строк из Дхаммы – если при этом не присутствует знающий мужчина, – это требует признания.

8. Если какой-либо монах сообщает мирянину о действительном достижении сверхнормальных человеческих состояний, такой поступок требует признания.

9. Если какой-либо монах сообщит мирянину о серъёзном нарушении, совершённом другим монахом – если это не было утверждено монахами, – такой поступок требует признания.

10. Если какой-либо монах копает или вскопал почву, – такой поступок требует признания.

11. Нанесение вреда живому растению требует признания.

12. Уклончивая речь и необщительность требуют признания.

13. Клевета или выражение недовольства действиями должностного лица общины требуют признания.

14. Если какой-либо монах сидел на кровати, скамье, тюфяке или табуретке, принадлежащих общине, на открытом месте и затем ушёл, не убрав их в надлежащее место, такой поступок требует признания.

15. Если какой-либо монах выставляет или выставил принадлежности для сна в помещении, принадлежащем общине, и затем уходит, не убрав их в надлежащее место, такой поступок требует признания.

17. Если какой-либо монах, рассерженный и недовольный, выгоняет или выгнал другого монаха из жилища, принадлежащего общине, такой поступок требует признания.

18. Если какой-либо монах сидит или лежит на кровати или скамье с отдельными ножками, на ненастеленном чердаке жилища, принадлежащего общине, такой поступок требует признания.

19. Когда монах строит для себя большое жилище, он должен использовать не более двух или трёх слоёв штукатурки. Если он применил большее количество штукатурки, такой поступок требует признания.

20. Если какой-либо монах сознательно льёт или вылил воду, содержащую живых существ, на траву или глину, такой поступок требует признания.

21. Если какой-либо монах, специально не утверждённый общиной для этой цели, поучает монахинь, такой поступок требует признания.

22. Если какой-либо монах, даже утверждённый общиной для этой цели, поучает монахинь после захода солнца, такой поступок требует признания.

23. Если какой-либо монах, придя в жилище монахини, поучает её – за исключением надлежащего случая, – такой поступок требует признания. Надлежащий случай здесь таков: монахиня больна.

24. Если какой-либо монах утверждает, что монахи поучают монахинь для своей собственной выгоды, такой поступок требует признания.

25. Если какой-либо монах даёт монахине, не состоящей с ним в родстве, ткань для одежды, за исключением случая обмена, такой поступок требует признания.

26. Если какой-либо монах изготавливает или изготовил одежду для монахини, не состоящей с ним в родстве, такой поступок требует признания.

27. Если какой-либо монах, по договорённости, путешествует вместе с монахиней, даже на расстояние от одной деревни до другой, за исключением надлежащих случаев, такой поступок требует признания. Надлежащий случай здесь таков: эта дорога считается опасной и рискованной, и по ней следует путешествовать караваном.

28. Если какой-либо монах, по договорённости, плывёт в одной лодке с монахиней вверх или вниз по реке, за исключением случая переправы на другой берег, такой поступок требует признания.

29. Если какой-либо монах сознательно ест пищу, выпрошенную для него монахиней, за исключением случая, когда домохозяева заранее предназначали пищу для него (т.е. до её просьбы), такой поступок требует признания.

30. Если какой-либо монах сидит с монахиней в уединённом месте, такой поступок требует признания.

31. Монах, который не болен, может есть не более одного раза подряд в общественном центре раздачи подаяния, в ином случае такой поступок требует признания.

32. Групповое принятие пищи, за исключением надлежащих случаев, требует признания. Надлежащие случаи здесь таковы: время болезни, время даяния одежды, время изготовления одежды, время нахождения в странствии, время путешествия на лодке, экстраординарные случаи.

33. Если какой-либо монах получил приглашение на обед, в этом случае принятие пищи в другом месте, до назначенного срока, требует при-знания.

34. В случае, если монаха, пришедшего в семью домохозяина, угощают выпечкой и другой приготовленной пищей, он может принять две или три чаши, если пожелает. Если он примет большее количество пищи, такой поступок требует признания. Приняв две или три чаши и забрав их от-туда, он должен разделить их среди монахов. Такова надлежащая процедура здесь.

35. Если какой-либо монах, поев и отказавшись от дальнейшего угощения, затем будет есть в другом месте, такой поступок требует признания.

36. Если какой-либо монах, сознательно желая, чтобы другой монах совершил ошибку, преподносит пищу этому (второму) монаху, после того как он поел и отказался от дальнейшего угощения, такой поступок требует признания.

37. Если какой-либо монах ест основную или неосновную пищу в неположенное время, такой поступок требует признания.

38. Если какой-либо монах ест запасённую основную или неосновную пищу, такой поступок требует признания.

39. Существуют улучшенные виды пищи, такие как гхи, «масло из плоти», масло, мёд, патока, рыба, мясо, молоко и творог. Если какой-либо монах, не будучи больным, выпрашивает для себя такие улучшенные виды пищи, а затем ест их, такой поступок требует признания.

40. Если какой-либо монах положит себе в рот что-нибудь съедобное, которое не было ему дано, за исключением воды и палочек для очистки зубов, такой поступок требует признания.

41. Если какой-либо монах даёт основную или неосновную пищу обнажённому аскету своей собственной рукой, – такой поступок требует признания.

42. Если какой-либо монах говорит другому монаху: «Пойдем, мой друг, в ту или иную деревню для сбора подаяния», – и затем, независимо от того, получил он подаяние или нет, начнёт прогонять другого монаха, говоря: «Уходи, мой друг. Я не хочу сидеть или разговаривать с тобой. Я предпочитаю сидеть или разговаривать в одиночку»; и если он поступает так по этой причине, а не по какой другой, тогда такой поступок требует признания.

43. Если какой-либо монах сидит, вторгнувшись в семью «во время еды» (Комментарий поясняет, что «во время еды» здесь означает мужчину и женщину в интимной обстановке), такой поступок требует признания. Комментарий поясняет, что «во время еды» здесь означает мужчину и женщину в интимной обстановке

44. Если какой-нибудь монах сидит вместе с женщиной в уединённом, укрытом от посторонних глаз и ушей месте, то такой поступок требует признания.

45. Если какой-нибудь монах сидит вместе с женщиной в уединённом, но не скрытом, месте, то такой поступок требует признания.

46. Если какой-либо монах, будучи приглашённым на обед, приходит в пригласившую его семью до или после времени обеда, то такой поступок требует признания.

47. Монах, не будучи больным, может использовать приглашение о поднесении необходимых монашеских предметов четырёхмесячной давности. Если он использует приглашение по истечении четырёхмесячного срока, – тогда такой поступок требует признания.

48. Если какой-либо монах, без необходимой причины, идёт посмотреть на армию во время боевых или учебных действий, то такой поступок требует признания.

49. Если существуют те или иные причины для нахождения монаха в армии, он может оставаться там не более двух или трёх дней подряд; в ином случае это требует признания.

50. Если монах, остающийся в армии на две или три ночи, пойдёт на поле сражения, на сбор войск, к войску, построенному в боевые порядки, или пойдёт смотреть на сражающиеся войска, то такой поступок требует признания.

51. Питьё алкоголя или перебродившего сока требует признания.

52. Щекотание с помощью пальцев требует признания.

53. Игры в воде требуют признания.

54. Неуважение требует признания.

55. Если какой-либо монах пытается испугать другого монаха, то такой поступок требует признания.

56. Если какой-либо монах ищет тепла для себя и разжигает или разжёг огонь, тогда – если на это нет особых причин – такой поступок требует признания.

57. Если какой-либо монах купается с интервалом менее чем в две недели, за исключением надлежащих случаев, то такой поступок требует признания.

58. Когда монах принял новую одежду, она должна быть помечена одним из трёх цветов: зелёным, коричневым или чёрным. Если монах использует новую одежду, не пометив её этими цветами, то такой поступок требует признания.

59. Если какой-либо монах, поместив ткань или предмет одежды под двойное владение с другим монахом, монахиней, послушником или послушницей, затем использует его без отмены двойного владения, то такой поступок требует признания.

60. Если какой-либо монах прячет или спрятал чашу, одежду, футляр для иголок или пояс другого монаха – хотя бы в виде шутки, – то такой поступок требует признания.

61. Если какой-либо монах сознательно лишает жизни животное, то такой поступок требует признания.

62. Если какой-либо монах сознательно использует воду, содержащую живых существ, то такой поступок требует признания.

63. Если какой-либо монах намеренно агитирует за возобновление спорных вопросов, которые ранее уже были правильно улажены, то такой поступок требует признания.

64. Если какой-либо монах намеренно скрывает серьёзное нарушение другого монаха, то такой поступок требует признания.

65. Если какой-либо монах намеренно даёт полное посвящение человеку моложе двадцати лет, то такой человек не считается посвящённым, а монах заслуживает порицания, кроме того, такой поступок требует признания.

66. Если какой-либо монах сознательно и по договорённости путешествует вместе с караваном воров, хотя бы на расстояние от одной деревни до другой, то такой поступок требует признания.

67. Если какой-либо монах сознательно и по договорённости путешествует вместе с женщиной, хотя бы на расстояние от одной деревни до другой, то такой поступок требует признания.

68. Если какой-либо монах говорит следующее: «Насколько я понимаю Дхамму, преподанную Блаженным, те действия, которые Блаженный на-звал препятствиями, на самом деле не являются истинными препятствиями», – тогда монахи должны предупредить его до трёх раз. Если после этого он оставит свои взгляды, то это хорошо, в ином случае такой поступок требует признания.

69. Если какой-либо монах соглашается, вступает в сообщество или отдыхает в одном жилище с монахом, исповедующим такие взгляды, не живущим согласно правилам Пратимокши, то такие действия требуют признания.

70. И если какой-либо послушник будет говорить следующее: «Насколько я понимаю Дхамму, преподанную Блаженным, те действия, которые Блаженный назвал препятствиями, на самом деле не являются истинными препятствиями», – тогда монахи должны сказать ему так:

«С этого самого дня, друг послушник, более не говори о Блаженном как о своём учителе, ни даже не старайся провести две или три ночи вместе с монахами. Уходи от нас! Прочь с наших глаз!»

И если какой-либо монах сознательно поддерживает, принимает службу, соглашается или отдыхает в одном жилище с таким послушником, то такие действия требуют признания.

71. Если какой-либо монах, предупреждённый в соответствии в правилами, говорит: «Друзья, я не буду вести себя в соответствии с этим правилом до тех пор, пока я не расспрошу об этом правиле другого монаха, опытного и обученного в дисциплине», – то такой поступок требует признания.

Монахи, правила поведения следует понимать, о них следует расспрашивать, о них следует размышлять. Таково надлежащее поведение здесь.

72. Если какой-либо монах, во время рецитации правил Пратимокши, говорит: «Зачем эти меньшие и второстепенные правила поведения, когда они ведут только к беспокойству, озабоченности и замешательству?» – критицизм в отношении правил требует признания.

73. Если какой-либо монах, во время рецитации правил Пратимокши каждые две недели, говорит: «Только сейчас я услышал, что этот случай включён в правила Пратимокши», и если другие монахи знают: «Этот монах уже слышал две или три рецитации правил Пратимокши, если не больше», в этом случае для монаха незнание не может служить оправданием. Кроме того, такой обман требует признания.

74. Если какой-либо монах, рассерженный и недовольный, ударил другого монаха, такой поступок требует признания.

75. Если какой-либо монах, рассерженный и недовольный, поднял руку на другого монаха, то такой поступок требует признания.

76. Если какой-либо монах необоснованно обвиняет другого монаха в совершении нарушения, требующего начального и последующего собрания сангхи, то такой поступок требует признания.

77. Если какой-либо монах сознательно вызывает беспокойство у другого монаха, то такой поступок требует признания.

78. Если какой-либо монах подслушивает других монахов в то время как они спорят, ссорятся или обсуждают что-либо, думая: «Таким образом я выведаю, что они говорят», – то такой поступок требует признания.

79. Если какой-либо монах, выразив согласие, чтобы за него по доверенности проголосовали во время вынесения формального акта общины, позднее жалуется на этот акт, то такой поступок требует признания.

80. Если какой-либо монах, во время вынесения формального акта общины, встаёт со своего места и уходит, не выразив своего согласия, то такой поступок требует признания.

81. Если какой-либо монах, действуя как часть общины в согласии во время выдачи одежды отдельному монаху, позднее жалуется: «Монахи распределяют имущество общины несправедливо», – то такой поступок требует признания.

82. Если какой-либо монах сознательно выпрашивает себе подношения, которые предназначались общине, то такой поступок требует признания.

83. Если какой-либо монах, громко не объявив о себе, пересекает освящённый порог спальни благородного правителя, в которой правитель находится со своим сокровищем3, то такой поступок требует признания. 3 т. е. с супругой.

84. Если какой-либо монах подбирает или подобрал драгоценность или то, что считается драгоценностью, за исключением территории монастыря или жилища, то такой поступок требует признания.

85. Если какой-либо монах, не взяв оставления у другого монаха, входит в деревню в неположенное время- если на это нет чрезвычайных обстоятельств, – то такой поступок требует признания.

86. Если какой-либо монах имеет футляр для иголок, сделанный из слоновой кости, кости или рога, то такой поступок требует признания, а футляр должен быть разбит.

87. Когда монах делает новую кровать или скамью, ножки у неё должны быть не более восьми пальцев в длину. Излишек должен быть отрезан, а нарушение признано.

88. Если какой-либо монах имеет обитую кровать или скамью, то обивка должна быть снята, а нарушение признано.

89. Когда какой-либо монах делает подстилку для сидения, она должна иметь предписанный размер. Если имеется избыток, он должен быть отрезан, а нарушение признано.

90. Когда какой-либо монах изготавливает ткань, которой оборачивают тело во время болезни, она должна иметь предписанный размер. Если имеется избыток, он должен быть отрезан, а нарушение признано.

91. Когда какой-либо монах делает одежду для купания под дождём, она должна иметь предписанный размер. Если имеется избыток, он должен быть отрезан, а нарушение признано.

92. Если одежда какого-либо монаха превышает предписанный размер, избыток должен быть отрезан, а нарушение признано.

Раздел ПАТИДЕСАНИЯ

1.Если какой-либо монах ест основную или неосновную пищу, принятую от монахини, не состоящей с ним в родстве, он должен признать это так: «Друзья, я совершил недостойное действие, которое должно быть признано. Я признаю это.»

2. В случае, когда монахи приглашены в семейный дом на трапезу и при этом монахиня, находящаяся там, говорит: «Дайте соус сюда, дайте рис сюда», – тогда монахи должны отослать её. Если ни один из монахов не отошлёт её, тогда монахи должны признать это так: «Друзья, мы со-вершили недостойное действие, которое должно быть признано. Мы признаём это».

3. Существуют семьи, определённые как «находящиеся в тренировке». Если какой-либо монах, не будучи больным, определённо не приглашённый в такую семью, ест там основную или неосновную пищу, он должен признать это так: «Друзья, я совершил недостойное действие, которое должно быть признано. Я признаю это».

4. Существуют жилища в удалённых местах, которые считаются опасными и рискованными. Если какой-либо монах, не будучи больным, ест необъявленную пищу, принятую им собственноручно в таком жилище, тогда он должен признать это так: «Друзья, я совершил недостойное действие, которое должно быть признано. Я признаю это.»

Раздел СЕКХИЯ

1-2 . Я буду носить нижнюю /верхнюю/ одежду, обёрнутую вокруг тела.

3-4. Я буду ходить /сидеть/ хорошо одетым в людном месте.

5-6. Я буду ходить /сидеть/ строго воздержанным в людном месте.

7-8. Я буду ходить /сидеть/ в людном месте с глазами, опущенными вниз.

9-10. Я не буду ходить /сидеть/ в людном месте с одеждой, подтянутой вверх.

11-12. Я не буду ходить /сидеть/ в людном месте, громко смеясь.

13-14. Я не буду ходить /сидеть/ в людном месте, громко разговаривая.

15-16. Я не буду ходить /сидеть/ в людном месте с наклонённым телом.

17-18. Я не буду ходить /сидеть/ в людном месте, размахивая руками.

19-20. Я не буду ходить /сидеть/ в людном месте, размахивая головой.

21-22. Я не буду ходить /сидеть/ в людном месте с руками, положенными на бёдра.

23-24. Я не буду ходить /сидеть/ в людном месте с покрытой головой .

25. Я не буду ходить в людном месте на цыпочках или на коленях.

26. Я не буду сидеть в людном месте, обхватив руками колени.

27. Я буду принимать пищу от подающего с благодарностью.

28. Я буду принимать пищу от подающего с вниманием, сконцентрированным на чаше.

29. Я буду принимать пищу от подающего с приправой курри в надлежащей пропорции

30. Я буду принимать пищу от подающего вровень с краем чаши.

31. Я буду есть поданную пищу с благодарностью.

32. Я буду есть поданную пищу с вниманием, сконцентрированным на чаше.

33. Я буду есть поданную пищу методично (т.е. не ковыряясь в чашке).

34. Я буду есть поданную пищу с приправой курри в соответствующей пропорции.

35. Я не буду есть поданную пищу кусками, выбранными из кучи.

36. Я не буду прятать приправу курри под рис из желания получить больше.

37. Не будучи больным, я не буду есть рис или приправу курри, которые я выпросил для себя.

38. Я не буду заглядывать в чужую чашку, желая найти нарушение.

39. Я не буду есть чрезмерно большими кусками.

40. Я буду делать круглые куски пищи.

41. Я не буду открывать рот, не проглотив пищу.

42. Я не буду засовывать всю руку в рот во время еды.

43. Я не буду разговаривать с набитым ртом.

44. Я не буду есть, отламывая кусочки пищи от уже взятого куска пищи.

45. Я не буду есть, обгрызая кусок пищи.

46. Я не буду есть, набивая пищу за щёки.

47. Я не буду есть, встряхивая пищу.

48. Я не буду есть, разбрасывая рис вокруг себя.

49. Я не буду есть, высовывая наружу язык.

50. Я не буду есть, чавкая губами.

51. Я не буду есть, шмыгая носом.

52. Я не буду есть, облизывая руки.

53. Я не буду есть, облизывая чашку.

54. Я не буду есть, облизывая губы.

55. Я не буду брать сосуд с водой руками, испачканными пищей.

56. Я не буду, в людном месте, выплёскивать воду после ополаскивания чаши на землю, если в ней остались зёрна риса.

57. Я не буду учить Дхамме человека, который, не будучи больным, держит в руках зонтик.

58. Я не буду учить Дхамме человека, который, не будучи больным, держит в руках посох.

59. Я не буду учить Дхамме человека, который, не будучи больным, держит в руках нож.

60. Я не буду учить Дхамме человека, который, не будучи больным, держит в руках оружие.

61. (62) Я не буду учить Дхамме человека, который, не будучи больным, носит кожаную (не кожаную) обувь.

63. Я не буду учить Дхамме человека, который, не будучи больным, едет в повозке.

64. Я не буду учить Дхамме человека, который лежит, не будучи больным.

65. Я не буду учить Дхамме человека, который, не будучи больным, сидит, обхватив руками колени.

66. Я не буду учить Дхамме здорового человека, на котором одет головной убор.

67. Я не буду учить Дхамме здорового человека, у которого покрыта голова.

68. Сидя на земле, я не буду учить Дхамме здорового человека, сидящего на сидении.

69. Сидя на низком сидении, я не буду учить Дхамме человека, сидящего на высоком сидении.

70. Стоя, я не буду учить Дхамме человека, который сидит, не будучи больным.

71. Идя сзади, я не буду учить Дхамме человека, идущего впереди, если он не болен.

72. Идя сбоку от дороги, я не буду учить Дхамме человека, идущего по дороге, если он не болен.

73. Не будучи больным, я не буду мочиться или испражняться стоя.

74. Не будучи больным, я не буду мочиться, испражняться или плевать на возделанные поля.

75. Не будучи больным, я не буду мочиться, испражняться или плевать в воду.

АДХИКАРАНА-САМАТХА 1

1.Решение должно выноситься «в присутствии»2

2. Решение «о внимательности» может быть вынесено3

3. Решение о прошедшем безумии может быть вынесено4

4. Действовать в соответствии с тем, что совершено5

5. Действовать в соответствии с решением большинства6

6. Действовать в соответствии с дальнейшим неправильным поведением монаха7

7. Покрывать, как травой8

1) Этот термин означает «улаживание спорных вопросов». Семь правил этого раздела представляют собой принципы и процедуры для улаживания четырёх видов спорных вопросов, возникающих в сангхе: обсуждений, обвинений, нарушений и обязанностей.
2) Формальный акт решения спорного вопроса должен быть вынесен в присутствии сангхи, присутствии участников разбирательства и в присутствии Дхармы и Винаи.
3) Решение о невиновности обвиняемого может быть вынесено на основании того факта, что обвиняемый полностью помнит, что он не совершал нарушения, в котором обвиняется.
4) Решение о невиновности может быть вынесено на основании того факта, что обвиняемый был не в своём уме во время совершения нарушения.
5) Это относится только к случаям обычного добровольного признания нарушения.
6) Это относится к случаям, когда монахи не могут закончить обсуждение единогласным решением. Однако идеалом всегда оставалось единодушное решение общины.
7) Это относится к случаям, когда монах признаётся в нарушении правил только после формального допроса.
8) Это относится к ситуации, когда конфликтующие стороны не могут прийти к соглашению, однако понимают, что дальнейшие споры и раздоры только лишь ухудшают ситуацию. В этом случае стороны соглашаются закрыть и больше не поднимать спорный вопрос.

Пока нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.